Самая массивная черная дыра

Наиболее массивные черные дыры находятся в центрах галактик. Среди тех черных дыр, для которых имеется достаточно данных, чтобы оценить их массу, наиболее массивная почти наверняка расположена в гигантской эллиптической галактике M87, принадлежащей Скоплению галактик в Деве. Измерения, проделанные с помощью космического телескопа "Хаббл", позволяют предположить, что сверхмассивная черная дыра в центре галактики M87 имеет массу, превышающую массу Солнца в 3 миллиарда раз. Спектры, полученные космическим телескопом "Хаббл", показывают, что газовые массы, находящиеся на расстоянии в 60 световых лет от центра галактики M87, вращаются со скоростью 2 миллиона километров в час, и что ближе к центру скорость увеличивается. Удержать газ, вращающийся с такими скоростями, может только тяготение огромной массы.

Очередная космическая черная дыра, которая претендует на роль самой крупной из всех известных на сегодня, была обнаружена финскими астрономами. Предварительная оценка массы этого объекта показывает, что она тяжелее нашего Солнца в 18 миллиардов раз. Об открытии этого объекта было сообщено в январе 2008 года на собрании Американского Астрономического Сообщества.

Финский астроном Маури Валтонен, представивший данное о новом космическом объекте, говорит черная дыра, получившая номер OJ287, примерно в шесть раз тяжелее, чем предыдущая черная дыра, считавшаяся рекордсменом. Валтонен отмечает, что обнаружить OJ287 удалось в финской обсерватории Туорла, но поскольку черные дыры нельзя увидеть в видим спектре света, а лишь изучить по косвенным признакам, например по гравитации, то массу дыры можно вычислить лишь приблизительно. Однако известно, что она находится на расстоянии 3,5 млрд световых лет от нашей планеты в созвездии Рака.