Во Вселенной обнаружена гигантская черная дыра

Необычное открытие сделали астрономы при помощи орбитального телескопа Chandra, работающего в рентгеновском диапазоне. Джером Орос, астроном из американского университета штата Сан-Диего, рассказывает, что была обнаружена черная дыра, размеры и масса которой на практике превышают теоретически возможный предел для объектов такого типа.

Черная дыра, расположенная в бинарной системе M33 на расстоянии 2,7 млн световых лет от нашей планеты, имеет массу, которая в 15,7 раз превышает массу нашего Солнца, что делает эту черную дыру самой тяжелой из всех когда-либо обнаруженных.

Астрономы поясняют, что во Вселенной существую черные дыры двух типов. Первые - это подлинные гиганты, масса которых может быть в сотни миллионов раз больше массы Солнца. Такие объекты называются сверхмассивными черными дырами, они способны вращать вокруг себя целые галактики и, как правило, расположены в самом центре этих галактик. Именно такая черная дыра есть и в центре нашей галактики Млечный путь. Природа появления таких массивных объектов пока не до конца изучена.

Однако есть и другие, гораздо менее массивные черные дыры, которые образовались из крупных звезд, когда те, выработав свои запасы водорода и легких элементов, начали сжиматься и остывать, создав в итоге объект диаметром в 10-30 км, однако обладающий бесконечно большой гравитацией, способной притягивать не только материальные объекты, но даже свет и искривлять систему пространство-время. Именно об объекте данного типа здесь и идет речь.

Во Вселенной обнаружена гигантская черная дыра

До сих пор считалось, что так называемые звездные черные дыры даже в теории не могут быть тяжелее Солнца в более чем 10 раз, так как для образования столь тяжелого объекта необходима очень массивная звезда, физические размеры которой ей просто не позволят существовать. Однако на практике оказывается, что эта теория неверна.

Как было указано выше, черная дыра M33 X-7 является частью бинарной системы M33, что указывает на то, что в М33 должен присутствовать еще одна звезда. И она там есть, более того, вторая звезда также очень необычна, так как она массивнее Солнца в 70 раз. Данная звезда находится в зоне сильного гравитационного притяжения черной дыры, поэтому орбитальный период звезды составляет 3,5 земных суток.

"Обнаружена система с гигантской черной дырой и гигантской звездой, вращающейся вокруг нее. В итоге оба эти объекта превратятся в черные дыры. Однако остается одна загадка - как два столь массивных объекта могут вращаться столь близко друг к другу не сближаясь?", - говорит Джеффри МакКлинток, астроном из Гарвадра.

Кроме того, пока специалисты не могут точно сказать, какой массой обладала звезда, из которой появилась самая массивная черная дыра. Очевидно, что она была в десятки или сотни раз больше Солнца.