Лента новостей

Хаббл сделал необычные снимки звездных скоплений

Приборы космического телескопа Хаббл сделали высококачественные снимки необычных космических объектов, расположенных между двумя крупными галактиками, находящихся неподалеку от Млечного Пути.

Галактики М81 и М82 на земном небосводе видны в созвездии Большой Медведицы. Первая удалена от нас на 11,8 млн световых лет, вторая – на 12 млн. Они соединены газовой перемычкой, известной как петля Арпа. Это название она получила в честь американского астронома Галтона Арпа, который первым ее наблюдал в 1965 году. Поблизости от петли Арпа также находится небольшая галактика NGC 3077, удаленная от Солнца почти на 13 млн световых лет.

Радиостанция Голос Америки сообщает, что камеры Хаббла сфотографировали в петле Арпа каплевидные источники света, испускающие яркое сине-голубое свечение. Впервые их заметили советские астрономы в 1987 году, но тогда природа этих объектов осталась неясной. Теперь приборы Хаббла позволили их рассмотреть с недостижимой ранее четкостью. Астроном из Годдардовского центра космических полетов Дьюлия де Мелло и ее коллеги пришли к выводу, что эти светящиеся капли являются одиночными скоплениями десятков тысяч звезд. По космическим масштабам они очень немногочисленны – например, наша галактика Млечный Путь, содержит от двухсот до четырехсот миллиардов звезд. Однако в состав «синих капель» входят гигантские молодые звезды, которые светят намного ярче нашего Солнца. Возраст значительной части этих светил не превышает 10 млн лет.

Обычно новые звезды рождаются в рукавах спиральных галактик, однако «синие капли» появились на свет иным путем. Ученые полагают, что эти скопления стали возникать в результате столкновения всех трех соседних галактик, которое имело место примерно 200 миллионов лет назад. Оно породило ударные волны в космическом газе, которые создали зоны повышенной плотности частиц и тем самым запустили процессы звездообразования.

Сообщение об этом открытии было сделано 8 января на проходящей в Остине 211 сессии Американского астрономического общества.

На МКС провели первую сессию эксперимента "Матрешка"

Экипаж МКС-16 провел первую сессию эксперимента "Матрешка" по изучению воздействия радиации на критические органы тела человека.

Экипаж МКС вчера завершил первую в ходе своей экспедиции сессию эксперимента "Матрешка" по изучению воздействия радиации на критические органы тела человека, сообщила ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Инна Черных.

"Бортинженер Юрий Маленченко 4 января разместил в манекене "Матрешка-Р" три бабл-детектора, которые в течение пяти дней регистрировали дозу нейтронов, получаемую на орбите жизненно важными органами человека, - уточнила она. - В среду космонавт провел измерения и сообщил их результаты на Землю". В отличие от предыдущих сессий, когда детекторами "нашпиговывали" только манекен, в этот раз 4 активных детектора были размещены и в разных отсеках служебного модуля "Звезда", благодаря чему ученые получают довольно большую подборку данных для последующего сравнительного анализа", - отметила Черных. Эксперимент "Матрешка" начался в январе 2004 года, когда на МКС доставили два манекена - европейского "господина Рэндо" и российскую шаровую "Матрешку-Р". Оба фантома сделаны из уникальных материалов, по химическому составу близких к человеческому телу. Детекторы, установленные там, где реально располагаются жизненно важные органы человека, позволяют определить дозы радиации, которые человек получает во время длительного пребывания в космосе.

Впоследствии полученные данные помогут специалистам рассчитать предельно допустимые дозы и разработать эффективную защиту для космонавтов в ходе межпланетных перелетов, пояснили в ИМБП.

Астрономы обнаружили очередную гигантскую черную дыру во Вселенной

Очередная космическая черная дыра, которая претендует на роль самой крупной из всех известных на сегодня, была обнаружена финскими астрономами. Предварительная оценка массы этого объекта показывает, что она тяжелее нашего Солнца в 18 миллиардов раз. Об открытии этого объекта было сообщено вчера на собрании Американского Астрономического Сообщества.

Финский астроном Маури Валтонен, представивший данное о новом космическом объекте, говорит черная дыра, получившая номер OJ287, примерно в шесть раз тяжелее, чем предыдущая черная дыра, считавшаяся рекордсменом. Валтонен отмечает, что обнаружить OJ287 удалось в финской обсерватории Туорла, но поскольку черные дыры нельзя увидеть в видим спектре света, а лишь изучить по косвенным признакам, например по гравитации, то массу дыры можно вычислить лишь приблизительно. Однако известно, что она находится на расстоянии 3,5 млрд световых лет от нашей планеты в созвездии Рака.

Орбиту МКС поднимут на 5,25 км

Продолжается полет Международной космической станции, на борту которой несут вахту Пегги Уитсон, Юрий Маленченко и Дэниел Тани. В соответствии с программой полета на 12 января 2008 года намечена коррекция орбиты станции, которая будет проведена с использованием двигателей российского служебного модуля «Звезда».

Эта операция проводится с целью расширения возможностей для запуска корабля «Атлантис» (STS-122), а также обеспечения оптимальных условий сближения и стыковки с МКС грузового корабля «Прогресс М-63», старты которых планируются в первой половине февраля.

В Роскосмосе сообщили, что расчётное время включения корректирующих двигателей модуля «Звезда» - 03 часа 42 минуты по Москве. Длительность их работы составит 118 секунд. За счет получения дополнительного импульса в 3,0 метра в секунду средняя высота орбиты МКС увеличится примерно на 5,25 километра и составит около 340 километров.

Столкновение астероида с Марсом отменяется

Специалисты NASA примерно в 100 раз уменьшили ожидаемую вероятность скорого столкновения Марса с крупным астероидом.

В последнее время средства массовой информации не раз сообщали, что 30 января на Марс может упасть 50-метровый астероид 2007 WD5, который 20 ноября прошлого года обнаружили астрономы Аризонского университета. Эти тревожные предсказания вытекали из результатов вычислений траектории астероида, основанных на данных его первых наблюдений. Самые алармистские прогнозы, обнародованные 28 декабря, утверждали, что вероятность астероидного удара по Марсу составляет почти 4%.

Только что астрономы калифорнийской Лаборатории реактивного движения опубликовали результаты новых расчетов движения астероида 2007 WD5 в космическим пространстве. Они пришли к заключению, что 30 января это небесное тело совершит пролет мимо Марса и, скорей всего, не подойдет к нему ближе, чем на 26 000 км.

Теоретически существует вероятность, что минимальная дистанция между небесным гостем и планетой окажется меньше 4 000 км, однако она составляет максимум 0,3% процента. Шансы на то, что астероид все же врежется в Марс, не превышают 0,01% процента, то есть практически равны нулю.

NASA выпустило сборник космических снимков по системе Брайля для незрячих

Космическое агентство NASA вчера на церемонии открытия американской Национальной федерации незрячих представило свой вклад в дело популяризации изучения космоса среди незрячих и людей со слабым зрением. В NASA опубликована 60-страничная крупная книга Touch Invisible Sky (Дотронься до невидимого неба) с крупными цветными снимками различных созвездий, галактик, туманностей, звезд и других космически объектов.

Необычность издания состоит в том, что все снимки сделаны не только в графическом оформлении, но и по системе Брайля, чтобы незрячие люди смогли "увидеть" космические красоты. Все снимки оснащены рельефными выступами, текстурами, различимыми на ощупь, многочисленными тиснениями и пояснениями об объекте на шрифте Брайля.

Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, приходится переворачивать лист. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту.

В NASA говорят, что с новым изданием незрячие люди смогут ознакомится с результатами работы телескопов Hubble Space Telescope, Chandra X-ray Observatory, Spitzer Space Telescope и многочисленных наземных телескопов.

На сегодня книга издана только издательством Nasa Libraries, однако ей уже заинтересовались ряд крупных международных издателей. В первую очередь книгу получат Библиотека Конгресса США, а также все специализированные учебные заведения для слепых в США.