Следы жидкой воды на Марсе оказались фикцией

Данные обращающегося вокруг Марса космического аппарата NASA Mars Reconnaissance Orbiter заставили учёных отказаться от мысли, что на поверхность красной планеты все ещё может прорываться жидкая вода.

В прошлом году на одном из склонов глубокого оврага на марсианской поверхности была обнаружена свежая деталь, очень походившая на след, оставленный выбросом жидкой воды из-под поверхности планеты. Поскольку деталь была свежей – на отснятых в 1999 году кадрах ничего подобного не было, у учёных возникли надежды, что жидкая вода, когда-то в обилии присутствовавшая на поверхности Марса, может всё ещё сохраняться под землёй.

Тем не менее, новые данные, опубликованные в последнем номере журнала Science, свидетельствуют, что речь идёт скорее об осыпи сухого материала. Что это за материал, сказать пока сложно. Возможно, светлый след длиной в несколько сотен метров оставило светлое вещество, выступающее на поверхность недалеко от оврага. По мнению исследователей, склон достаточно обрывист, чтобы ветер смог обнажить находящееся под марсианским песком белое вещество.

Следы жидкой воды на Марсе оказались фикцией

В другой статье в том же номере рассказывается и о «застывшем озере», гладкая, похожая на лёд, поверхность которого, как теперь выясняется, ввела в заблуждение исследователей в 2005 году. Снимки с высоким разрешением показали, что озеро действительно застыло – но застыла в нём не вода, а вулканическая лава.

В то же время учёные нашли новые убедительные свидетельства наличия жидкой воды на Марсе в последние несколько миллионов лет. На вопрос, почему её нет сейчас – ведь геологическая – точнее, ареологическая – эпоха не изменилась, учёные пока не могут ответить. Они предполагают, что дело может быть в меняющемся климате планеты – подобно земному, он слегка варьируется с периодами в сотни тысяч и миллионы лет вследствие медленного поворота орбиты и оси вращения планеты.