2.4. Рекорды Альвана Кларка.

В начале XVIII в. изготовлением линз начали заниматься оптики, установлением телескопа – механики, а наблюдениями – астрономы. До этого времени все эти функции выполняла один человек.

Из оптиков этого периода следует вспомнить Пьера Гинана - швейцарского рабочего, который начал свою карьеру оптика из изготовления окуляров и примитивных рефракторов с картонным тубусом. Как-то ему удалось увидеть английский “доллонд”, и Гинан решил сам научиться изготовлять такие рефракторы. На протяжении семи лет он делал попытки изготовить качественный объектив, но особого успеха не достиг. Но Гинан был человеком настойчивым, и неудачи только увеличивали его тягу к работе. Он построил новую большую плавильную печь, в которой можно было плавить до 80 кг стекла. На построение Гинан израсходовал почти все свои средства и много лет его семьи приходилось жить впроголодь. Но позднее его упорство было вознаграждено. В 1799 году Гинану удалось отлить несколько отличных дисков диаметром от 10 до 15 см – успех для того времени неслыханный. В 1814 году Гинан изобрел способ уничтожения струйчатого строения стеклянных болванок. Для этого болванки он распиливал и после уничтожения брака снова сплавлял. Это изобретение разрешило увеличить диаметр объектива. И уже в 1823 году Гинану удалось изготовить объектив диаметром 18 дюймов (45 см). Это был последний его успех, поскольку в 1824 году П’єр Гинан умер.

Альван Кларк и сыновья

Об успехах П’єра Гинана узнал американец Альван Кларк, который был художником по специальности. По совету старшего сына Джона Альван Кларк решил заняться телескопостроением. Так возникла наибольшая в западном полушарии оптическая фирма “Альван Кларк и сыновья”. Объективы изготовлялись в Кембридже, причем испытание их оптических свойств проводилось на искусственной звезде в тонком туннеле длиной 70 м. Уже до 1853 года Альван Кларк достиг значительных успехов – в изготовленные ним рефракторы удалось наблюдать ряд неизвестных прежде двойных звезд.

Карта Марса по наблюдениям Скиапарелли

В 1862 году Альван Кларк выстроил телескоп диаметром 18 дюймов, который был установлен в Дирборнской обсерватории. В первые же ночи его замечательные качества проявились в полной мере – сын Кларка Джордж заметил близ Сириуса слабенькую звезду – спутник. Существование этого спутника было предусмотрено Фридрихом Бесселом. Через 11 лет в Вашингтоне в Морской обсерватории начал действовать еще больший инструмент – 26 дюймовый рефрактор фирмы “Альван Кларк и сыновья”. С помощью этого телескопа Асаф Холл в 1877 году открыл два спутника Марса – Фобос и Деймос. В том же году Джованни Скиапарелли открыл каналы на Марсе, которые могли иметь искусственное происхождение. Разговоры о существовании марсианской цивилизации захватили многих и для исследования этой проблемы Персиваль Ловелл начал в 1894 году строительство обсерватории. В 1896 году в этой обсерватории появился еще один замечательный рефрактор Кларка с диаметром объектива 24 дюйма.

Телескоп Джеймса Лика

Но еще раньше, в 1885 году Альван Кларк побил свои бывшие рекорды. В 1878 году Пулковская обсерватория сделала заказа на изготовление 30-дюймового рефрактора и ассигновала для этого 300 000 рублей. Новый Пулковский рефрактор был одним из наилучших рефракторов мира, но уже в 1888 году Кларк изготовил наибольший рефрактор мира с диаметром объектива 36 дюймов, который был установлен на горе Гамильтон в Калифорнии (Ликская обсерватория) и был построен на пожертвование Джеймса Лика (700 000 долларов).

Телескоп Джеймса Лика в сравнении с человеком

Пример Лика нашел последователей. Чикагский трамвайный магнат Чарльз Йеркс пожертвовал свыше миллиона долларов на строительство телескопа диаметром 40 дюймов (точнее 102 см). Эту очень трудную задачу также выполнила фирма “Альван Кларк и сыновья”, но, к сожалению, без участия своего основателя – известный оптик умер в 1887 году. Этот рефрактор остается наибольшим и по сей день. Возможно, потому что была достигнутая граница. Объектив с диаметром свыше 40 дюймов будет иметь большую толщину, которая послужит причиной заметного поглощения света, а также будет прогибаться под собственным весом, который испортит изображения.

Наибольший рефрактор мира – Йеркский 102-см телескоп

Нет смысла строить большие телескопы-рефракторы еще и по другой причине. Длиннофокусные рефракторы Кларка имеют большой второстепенный спектр и при фотографировании за их помощью получают расплывчатое изображение. Неудобные они и для спектральных, а также астрометрических наблюдений – с меньшими инструментами можно получить лучшие результаты.

Наибольший рефрактор мира – Йеркский 102-см телескоп

Но все же таки рефракторы Кларка обогатили планетную и звездную астрономию многими открытиями. Успешная работа на этих телескопах продолжается и по сей день.