2.2. Усовершенствование астрономической техники.

Для повышения точности наблюдений инструменты требовали усовершенствования. Еще первые конструкторы телескопов заметили, что изображение в них немного искажается – содержит аберрации (подробнее об аберрациях, их устранении и телескопостроении в разделе “Телескопы и обсерватории”). На то время были известны две основные аберрации, которые заметно влияли на качество изображения – хроматическая и сферическая. Для борьбы с ними начали применять длиннофокусные объективы, на основе которых были построены длиннофокусные телескопы.

«Воздушный» (длиннофокусный) телескоп Гевелия

Длиннофокусные телескопы были настоящими гигантами телескопической техники того времени. Их трубы достигали длины 30, а иногда и 40 метров. Они с помощью сложной системы блоков закреплялись на высоких мачтах, а наблюдатель держал окулярную часть телескопа в руках. Трубы меньших телескопов делались сплошными, а больших – ажурными. Руководить таким телескопом было очень сложно и поэтому наблюдателю помогало несколько ассистентов. Временами и совсем отказывались от труб для удобства (если здесь вообще можно говорить о каком-то удобстве) и использовали “воздушную систему”. В этом случае главная вбирающая линза закреплялась высоко на мачте, и соединялась специальным тросом с окулярной частью, которую наблюдатель держал в руках. Иногда воздушные телескопы достигали огромных размеров. Так, например, Ян Гевелий пользовался телескопом длиной 50 м, Гюйгенс – 64 м, но все эти рекорды были побитые А. Озу, который в 1664 году построил “воздушный телескоп” длиной 98 м! Этот рекорд остался неизменным и по сей день. Поскольку качество изображения, которое получалось с помощью такого телескопа, было плохим, а пользоваться таким телескопом было крайне неудобно, Озу не сделал ни единого открытия.

В 1671 году в Париже было открыто первую государственную обсерваторию, директором который стал Жанн Доминик Кассини. Ее оборудовали наилучшими инструментами того времени. Спустя четыре года в Англии начала свою деятельность Гринвичская обсерватория, первым директором которой (Королевским астрономом) стал Джон Флемстид (начал использовать микрометр, что увеличило точность измерения координат звезд до 10"), а вторым – Эдмунд Галлей.

Гринвичская королевская обсерватория

После незначительного усовершенствования телескопической техники была поставлена задача еще грандиознее - определить расстояния до звезд. Для этого нужно было измерять их годовые параллаксы, то есть их смещение на небесной сфере вследствие годового движения Земли вокруг Солнца. В ходе попыток определить расстояние до звезд было открыто собственное движение звезд и периодическое обращение комет вокруг Солнца (Э. Галлей), также была открыта аберрация света и нутация (Д. Брадлей, 1727 и 1729 гг.). Открытие собственного движения звезд стало одним из первых открытий, благодаря которым образовался новый раздел астрономии - звездная астрономия. Определение постоянной аберрации позволило уточнить значения скорости света. Открытие нутации (небольшого колебания оси вращения Земли относительно конуса, который описывает эта ось в ее прецессионном движении) стимулировало развитие еще одного раздела классической механики - динамики твердого тела, основы которого были заложены Л. Эйлмером (1765 г.).