100-дюймовый телескоп Хукера Маунт-Вилсоновской обсерватории

Во второй половине ХІХ в. постепенно получили популярность рефлекторы со стеклянными, а не бронзовыми зеркалами. Это можно объяснить тем, что стеклянные посеребренные зеркала отбивают вдвое больше света, чем металлические. Изготовить стеклянное зеркало также значительно проще, чем металлическое, поскольку стекло легче поддается обработке. Уже в 1878 году установили телескоп со стеклянным зеркалом диаметром 122 см. А в 1888 году был построен 153 см рефлектор – наибольший стеклянный рефлектор ХІХ века.

100-дюймовый телескоп Хукера во время наблюдений

Начало ХХ в. (1908) ознаменовалось построением рефлектора также диаметром 153 см. Но победа стеклянных рефлекторов над металлическими состоялась только в 1917 году, когда в обсерватории Маунт Вилсон, расположенной недалеко от Пасадены в Калифорнии, на финансовые средства, пожертвованные американским миллионером Джоном Д. Хукером из Лос-Анджелеса был построен стеклянный рефлектор диаметром 2,58 м.

2.7. Наибольшие рефлекторы ХХ века.2.7. Наибольшие рефлекторы ХХ века.
100-дюймовый телескоп Хукера в Маунт Вилсон

Решающая победа стеклянных рефлекторов над металлическими обусловленная еще тем, что Фуко изобрел средство проверки качества зеркал (“метод теней”), что увеличило качество изготовленного зеркала и его отражающую способность до 90-95%. Позднее в 1930 году изобрели способ алюминирования стеклянных зеркал. Преимущество алюминирования было в том, что алюминий в отличие от серебра, не так быстро тускнеет. Кроме того алюминированые зеркала очень хорошо отбивают ультрафиолетовые лучи, на что серебряное покрытие не способно.

5-метровый рефлектор Хейла обсерватории Маунт Паломар

Еще больший рефлектор был построен лишь после второй мировой войны на обсерватории Маунт Паломар - рефлектор Хейла, его диаметр составлял 5,16 м. Старание избавиться от всех возможных аберраций привело к созданию зеркально-линзовых телескопов. Первый телескоп такого типа был построен в 1930 году в Германии оптиком Б. Шмидтом (эстонцем по происхождению). Позднее были построенные еще большие гиганты телескопической техники.

2.7. Наибольшие рефлекторы ХХ века.
Большой телескоп альт-азимутальный (БТА)

Через 28 лет после инаугурации телескопа Хейла самым большим рефлектором стал действующий с 1976 года БТА (Большой телескоп азимутальный), установленный в Специальной астрофизической обсерватории на горе Семиродники около Нижнего Архыза.

Панорамный вид 6-метрового БТА

Это первый гигантский телескоп с альт-азимутальной компьютеризованной монтировкой. К сожалению, крупных открытий на нем сделано не было (и из-за неудачного местоположения, и из-за плохо устраняемых аберраций чересчур массивного цельного зеркала диаметром 605 см).

Телескопы Gemini и VLT

Телескопы с еще большими монолитными зеркалами появились лишь в 1990-х годах. Это 810-сантиметровый Gemini North гавайской горной обсерватории Мауна-Кеа, расположенный по соседству 830-сантиметровый японский Subaru (название в переводе с японского означает “Плеяды"), четыре 820-сантиметровых инструмента комплекса Very Large Telescope (VLT) Южной европейской обсерватории (ESO) в чилийской пустыне Атакама и Large Binocular Telescope (LBT) с парой 840-сантиметровых зеркал, установленный на горе Грэм в штате Аризона.

Модель сегментированного зеркала телескопа Keck

Новым словом в телескопостроении стали ячеистые (сегментированные) зеркала, составленные из десятков шестиугольных сегментов. Ими оснащены телескопы с зеркалами диаметром больше 9 м: Hobby-Eberly (техасская обсерватория Макдональда), South African Large Telescope (Южно-Африканская астрономическая обсерватория) и два одинаковых десятиметровых телескопа Keck-1 и Кеск-2 (Мауна-Кеа).

2.7. Наибольшие рефлекторы ХХ века.2.7. Наибольшие рефлекторы ХХ века.2.7. Наибольшие рефлекторы ХХ века.2.7. Наибольшие рефлекторы ХХ века.2.7. Наибольшие рефлекторы ХХ века.
Телескопы Keck-1, Кеск-2 и Gran Telescopio Canarias

Сейчас в лидеры этого немногочисленного семейства вышел Большой Канарский телескоп, Gran Telescopio Canarias, с 10,4-метровым зеркалом из 36 сегментов. По занятному совпадению открытие этого гигантского суперсовременного инструмента с апертурой, перешагнувшей символический 10-метровый порог, состоялось на Канарском острове Ла Пальма 24 июля 2009 года, практически ровно четыре столетия спустя после первого документированного использования телескопа.

Наиболее интенсивно начала развиваться астрономия в конце ХХ столетия. Поскольку именно в этом столетии началась космическая эра, усовершенствовались телескопы и прочие средства исследований, с помощью которых были открыты тысячи новых объектов. Об истории открытия некоторых астрономических объектов вы сможете прочитать в следующих разделах.