Органический Титан: следы, ведущие к жизни

Чрезвычайно бедная кислородом атмосфера Титана, одного из спутников Сатурна, содержит углеводороды – соединения, которые в условиях молодой Земли в конце концов послужили кирпичиками жизни.

Органический Титан: следы, ведущие к жизни
Углеводороды в атмосфере Титана могут послужить основой для появления жизни. На иллюстрации – туманный спутник на фоне своей гигантской планеты.

Аппарат Cassini, находящийся на орбите возле Сатурна, обнаружил в атмосфере Титана крупные, отрицательно заряженные ионы. В отличие от земной, атмосфера Титана состоит, в основном, из азота и метана. Это ставит в тупик ученых, пытающихся объяснить происхождение тяжелых – в десятки тысяч атомных единиц массы – анионов. Их существование ставит серьезные вопросы о процессах, связанных с химией и формированием атмосферы.

Судя по данным, полученным с Cassini, ионы эти представляют собой молекулы полициклических углеводородов. По мнению ряда ученых, они могут послужить прекрасной исходной точкой для образования простейшей жизни.

Органический Титан: следы, ведущие к жизни
Информация о присутствии органических элементов в атмосфере собрана за 16 пролетов зонда Cassini над Титаном

Ранее над поверхностью Титана уже обнаруживались органические молекулы, правда, более простые и не такие крупные. Они также были отнесены к предшественникам жизни. Теперь ученых особенно занимают механизмы, которые привели к их появлению. Это позволит заглянуть в прошлое нашей собственной планеты и формирования первых живых организмов на ней.

Титан – крупнейший спутник в Солнечной системе и единственный, имеющий собственную атмосферу. Все это делает его не просто безжизненным куском скалы, вроде нашей Луны, а вполне реальным кандидатом на серьезную геологическую, атмосферную и – как знать – биологическую активность. Условия на нем в некоторых чертах похожи на условия молодой Земли. В течение миллионов лет органические соединения из плотной атмосферы, окружающей Титан, могли падать на его поверхность, и в конце концов превратиться в строительные элементы простейших живых организмов. Впрочем, пока что это лишь осторожные гипотезы.

В следующий раз аппарат рассмотрит таинственную темную область Ontario Lacus

В ближайший пролет над Титаном (5 декабря) зонд Cassini проведет инфракрасную съемку загадочной темной области Ontario Lacus в его южном полушарии. По некоторым предположениям, она может быть связана с обширным озером, заполненным углеводородами. Подобные «великие метановые озера» уже обнаружены в других областях спутника.

Напомним, что под облачный покров Титана с зонда Cassini спускался модуль Hyugens.