29.03.2004 космическое агентство NASA провело испытания нового экспериментального реактивного самолета, двигатель которого работает на кислороде, извлекаемом из воздуха. При испытаниях в небе над Тихим океаном самолет достиг сверхзвуковых скоростей с числом Маха больше 7. Маленький автоматизированный самолет X-43A Hyper-X вылетел из огромного реконструированного бомбардировщика B-52, а затем ему было сообщено ускорение обычной ракетой типа Пегас. При числе Маха равном 5 (скорости в 5 раз большей скорости звука) произошло отделение самолета X-43A и ввод в действие нового двигателя scramjet (Supersonic Combustion Ramjet, сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель сгорания). Во время маневров в течение последующих 10 минут самолет X-43A ускорялся за счет сгорания смеси атмосферного кислорода и имеющегося на борту водорода, в результате чего были достигнуты рекордные скорости полета в воздухе. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель был предложен в качестве альтернативы тяжелому топливному баку при запуске спутников. На его основе существуют даже проекты космических кораблей для межзвездных экспедиций. Прежний рекорд скорости полета в воздухе для реактивного самолета равнялся числу Маха 3.3 и был достигнут списанным в настоящее время SR-71. Для спускаемых космических ракет, перед их замедлением в атмосфере, число Маха достигает порядка 36. Самолет X-43A, который вы видите на иллюстрации художника, может разогнаться в принципе до числа Маха 10. © По материалам APOD/Astronet