1.7. Астрономия - неотъемлемая часть античной культуры.

Первые греческие ученые пытались доказать, что Вселенная существует без участия божественных сил. Греческий философ Фалес из Милета в VI в. до н. э. учил, что все существующее в природе - и Земля и небо - возникло из одного "первоначального" элемента - воды. Другие ученые считали таким "первоначальным" элементом огонь или воздух. В том же веке греческий философ Гераклит Эфесский высказал гениальную мысль, что Вселенная никогда никем не была создана, она всегда была, есть и будет, что в ней нет ничего неизменного - все движется, изменяется, развивается. Эта замечательная мысль Гераклита впоследствии легла в основу подлинной науки, изучающей законы развития природы.

Фалес из Милета

Многие греческие ученые полагали, что Земля - самое крупное тело во Вселенной и находится в ее центре. При этом они вначале считали Землю неподвижным плоским телом, вокруг которого обращаются Солнце, Луна и планеты. Но уже у Пифагора, а позже и у Парменида - основателя философской школы элеатов, появляется идея шарообразности Земли. Но до утверждения этой идеи пройдет еще много времени. Нам сейчас даже вообразить тяжело, каким грандиозным познавательным шагом было формирование идеи шарообразности Земли. Тысячелетиями человек видел перед собою плоскую земную поверхность в границах видимого горизонта. А надо было перейти к абстракции, которая отображает действительность в масштабах на много порядков больших, чем размер самого человека.

Пифагор

Впоследствии, уже в XVII в., И. Ньютон выдвигает теорию об отклонении формы Земли от шара. Подобные теории были выдвинутые А. Клеро, Д. Дарвином, В. Ситтером. В наше время окончательно выяснилось, что земля имеет форму геоида, она приплюснутая возле полюсов и растянута в экваториальной зоне. С помощью искусственных спутников Земли, было открыто “дыхание” планеты - поднимание и опускание коры на несколько сантиметров в результате действия приливных сил со стороны Луны.

Исаак Ньютон

Крупным достижением античной астрономии было учение греческих философов Левкиппа и Демокрита. Они утверждали, что все существующее состоит из мельчайших частиц материи - атомов и что все явления природы совершаются без участия богов и других сверхъестественных сил.

Одна из первых попыток осуществить описание строения Вселенной принадлежит Эвдоксу Книдскому (IV век до н.э.). Центром этой модели была Земля, а вокруг нее было размещено 27 сфер (позднее 54) планет, Солнца, Луны, звезд. Она была первой научной картиной Вселенной.

Эвдокс Книдский

Позднее, в IV в. до н. э., с изложением своих взглядов на устройство Вселенной выступил Аристотель - величайший из ученых и философов Древней Греции. Сочинения Аристотеля охватывают все области знаний того времени: физику, естествознание, историю и др. Интересовался Аристотель также формой Земли и ее положением во Вселенной. Аристотель считал, что Земля и все небесные тела шарообразны. Шарообразность Луны он доказал, изучая ее фазы, а шарообразность Земли объяснял характером лунных затмений. На диске Луны край земной тени всегда круглый, а это может быть только при условии шарообразности Земли.

Аристотель считал Землю центром Вселенной, крупнейшим ее телом, вокруг которого обращаются все небесные тела. Вселенная, по мнению Аристотеля, имеет конечные размеры - ее как бы замыкает сфера звезд.

Аристотель

Благодаря высокому научному авторитету Аристотеля его учение на много веков закрепило ложное мнение, что Земля - неподвижный центр Вселенной. Это мнение разделяли многие греческие ученые и позднее, а также христианская церковь: в Библии Земля тоже считалась неподвижной. Но некоторые ученые, несмотря на авторитет Аристотеля, были с ним не согласны, одним из них является древнегреческий математик Архимед, о котором речь пойдет ниже.

Впоследствии, уже в XVIII в., великий русский ученый М. В. Ломоносов, всю жизнь боровшийся за торжество науки над суеверием, оглядываясь на прошлые века, писал, что в течение многих веков "идолопоклонническое суеверие держало астрономическую Землю в своих челюстях, не давая ей двигаться".

Архимед

В первой половине второго века до нашей эры Тимохарис и Аристилл составили первый каталог звездных положений, а в середине следующего века Эратосфен определил размеры Земли. Незаурядный взнос в астрономию сделал великий математик и механик древности Архимед (ІІ в. до н.э.). Он довольно точно определил угловой диаметр Солнца, дал оценку радиуса “небесной сферы”, которая оказалась близкой к расстоянию к ближайшим звездам, развивал гелиоцентрическую систему, в которой Меркурий, Венера и Марс двигались вокруг Солнца, и довольно точно определил относительные размеры их орбит.

Птолемеева система мира

В период с ІІІ в. до н.э. до ІІ в. н.э. окончательно сформировалась наука о Вселенной и законах, которые ею руководят – астрономия (“астро” – звезда, “номос” - учение). В то же приблизительно время произошло еще одно важное для астрономии событие - Аристарх Самосский создал первую последовательную гелиоцентрическую систему мира. Впрочем, смелые и в значительной мере обоснованные идеи Аристарха не были воспринятые не только обществом в целом, но и научным сообществом. Были и конкретные возражения - ссылка на отсутствие годовых параллактических смещений звезд, которые Аристарх целиком справедливо объяснял их чрезвычайной отдаленностью. Но не следует его недооценивать, от искры, которую выкресал Аристарх, разгорелось пламя, каким Коперник осветил путь, которым почти через два тысячелетия пошли Галилей и Ньютон.

Птолемеева система мира

Уже в древности всех астрономов можно было разделить на два класса ученых – наблюдателей и теоретиков. Первые из них стали известными благодаря точности наблюдений. Среди них был и Гиппарх из Никеи (180 или 190-125 год до н.э.), который потом работал в своей обсерватории на острове Родос. Его деятельность стала кульминационным пунктом развития античной астрономии. Он достиг невиданной раньше точности наблюдений и их обработки. Достаточно сказать, что Гиппарх определил продолжительность месяца с погрешностью в 1 секунду (сек.), а продолжительность года - в 1 минуту (мин.). Гиппарх создал наиболее точный и полный звездный каталог (свыше 800 звезд). Сравнивая свой каталог с каталогом Тимохариса и Аристилла, Гиппарх открыл явление прецессии, то есть круговое движение полюса эклиптики вокруг полюса мира, определил с точностью до 5% скорость этого движения. Изучал Гиппарх и движение планет, но оно оказалось настолько сложным, что он воздержался от теоретического объяснения.

Титульная страница “Альмагеста”

Эту задачу решил известный древнегреческий теоретик Клавдий Птолемей (90-160 гг. н.э.), автор “Альмагеста” – энциклопедии астрономических знаний давности, которая была изложена в 13 книгах. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли, которая использовалась на протяжении нескольких столетий. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентрической (по-гречески "гео" - земля).