Бесценный спутник: большая редкость во Вселенной

Любуясь завораживающими чертами Луны в ночном небе, стоит почувствовать себя счастливчиком. Как показывают недавние наблюдения, спутники, подобные нашему, крайне редки во Вселенной.

Бесценный спутник: большая редкость во Вселенной
Система Земля-Луна, снятая в 1992 г. миссией Galileo. Такие тандемы – редкость во Вселенной. Ими могут похвастаться не более 5-10% планетарных систем

Нам трудно представить нашу планету без ее естественного спутника. Луна привлекает не только ученых, но и поэтов. На нее, говорят, воют волки, а одним из высочайших достижений человечества считается высадка людей на ее поверхности. Приливы и отливы, вызванные ее притяжением, определили жизнь многих видов на Земле.

Считается, что спутник у нашей планеты появился 4,5 млрд. лет назад, спустя 30-50 млн. лет после формирования Солнечной системы, в результате колоссального катаклизма. Огромное тело – размерами примерно с Марс – врезалось в Землю, разрушив мантию планеты. Выглядело это примерно так:

В космос было выброшено обширное облако пыли и многочисленные обломки, в том числе несколько довольно крупных. Постепенно они притягивались, в итоге образовав скалистое тело Луны. Что интересно, спутники остальных планет Солнечной системы появились вместе с этими планетами, либо просто пролетали мимо и были притянуты и удержаны их гравитацией.

«При таком ”катастрофическом” сценарии образования спутника образуется достаточно крупное облако пыли и обломков, чтобы зафиксировать его современными приборами даже на большом удалении, - рассказывает Надежда Горлова, работающая в Университете Флориды. – В этом случае сегодня мы могли бы наблюдать подобные облака в окрестностях далеких звезд – но этого не происходит».

Бесценный спутник: большая редкость во Вселенной
Кадры из компьютерной анимации, показывающие столкновение крупных скалистых тел. Этот процесс часто сопровождает формирование планет. Мощное столкновение Земли с объектом размерами с Марс породило Луну

Надежда с коллегами изучили около 400 звезд примерно 30 млн. лет от роду – то есть, примерно в том возрасте, в котором было Солнце в момент появления Луны. Пылевое облако было обнаружено лишь у одной из них. Учитывая время, которое требуется для того, чтобы облако улеглось, и период, в который может произойти подобное событие, ученые рассчитали вероятность появления в системе каменистого спутника, подобного Луне – она составила лишь 5-10%. «Мы не можем в точности быть уверенны, что облако, которое обнаружено близ одной звезды связано именно с появлением спутника у одной из ее планет. Так что даже эти цифры могут оказаться завышенными, - добавляет еще один исследователь, Джордж Рике (George Rieke).

Сделанные наблюдения позволяют астрономам считать, что процесс формирования планет обычно занимает период, начиная примерно с 10 млн. и до 50 млн. лет после появления самой звезды. Подобно Луне, каменистые планеты образуются в результате серии столкновений и последующего собирания пыли и обломков.

Между тем человечество все активней присматривается к Луне – особенно в свете планов по возведению на ней постоянной обитаемой базы, на которую возлагают серьезные надежды и ученые, и бизнесмены.