Лента новостей

NASA отключает орбитальный телескоп Fuse

В американском космическом агентстве сообщили, что через несколько дней будет произведено отключение орбитального ультрафиолетового телескопа Fuse. Данный аппарат был в эксплуатации более 8 лет и полностью выработал свой ресурс.

По словам Билла Блэра, профессора астрономии университета Джона Хопкинса, орбитальная обсерватория NASA Fuse станет "еще одним куском космического мусора", вращающегося вокруг нашей планеты каждые 100 минут. Инженеры говорят, что примерно через 30 лет Fuse должен будет войти в атмосферу планеты под действием сил притяжения, после чего он полностью сгорит там.

Напомним, что орбитальный аппарат Fuse (Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer) работал исключительно в диапазоне коротких ультрафиолетовых волн, данный диапазон недоступен таким аппаратам как Хаббл или Спитцер. В процессе работы Fuse сделал несколько важных открытий, в том числе он обнаружил облака разогретого газа, расположенные по периметру Млечного пути, кроме того, он обнаружил присутствие молекулярного водорода в атмосфере Марса.

Запуск Fuse состоялся в 1999 году. Стоимость проекта составляет 108 млн долларов.

© cybersecurity.ru

Московский планетарий реконструируют к 2008 году

Московский планетарий, находящийся на реконструкции более 10 лет, откроют в 2008 году, сообщил журналистам первый заммэра, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин.

Планетарий, расположенный рядом с метро «Баррикадная», впервые открылся для посетителей в 1929 году. В результате реконструкции, начавшейся в июле 2002 года, здание поднято на шесть метров, чего не было в мировой практике. Площадь планетария увеличилась с 3 до 14 тысяч квадратных метров.

На новых помещениях здания планируется размещение музея площадью 775 квадратных метров, научного и учебного центров и зала космических аттракционов. Крышу планетария украсит новая астрономическая площадка, оборудованная 30 различными приборами и демонстрационными аппаратами, в том числе солнечными часами. Для удобства посетителей планетария проектировщики предусмотрели строительство подземной стоянки, ресторана и школьного кафе.

© aif.ru

Спутник-рекордсмен взял тайм-аут

Прекращена передача изображений со спутника-долгожителя LANDSAT-5, который работает на орбите уже 23 года вместо 3 расчетных. Но есть шанс, что ветеран еще поработает.

Геологическая служба США USGS оповестила операторов приемных станций о том, что с 6 октября из-за нештатной работы системы электропитания приостановлены операции по съемке поверхности Земли.

LANDSAT-5: ДДЗ-долгожитель

Сообщение можно отнести к разряду обыденных, если бы не одно обстоятельство: спутник LANDSAT-5, запущенный в 1984 году, к настоящему времени установил абсолютный рекорд по продолжительности работы среди аппаратов съемки Земли – 23 года. Интересно, что первоначально предполагалось, что спутник отработает на орбите три года.

Аппарат-долгожитель начинал съемку Земли в эпоху Рейгана, Горбачева и Тэтчер, был свидетелем великих исторических событий: разрушения Берлинской стены – символа идеологического противостояния двух систем, развала Советского Союза и дожил до событий эпохи глобализма – авиаударов по небоскребам и до сооружения пограничной стены, разделяющей США и Мексику.

Неполадки с бортовыми аккумуляторными батареями возникли в начале октября. В связи с возможным неблагоприятным сценарием развития событий эксперты из центра управления полетом приняли решение приостановить съемку Земли для проведения анализа и прояснения ситуации.

Последние годы спутник LANDSAT-5 использовался для глобальной съемки Земли в рамках международной программы Mid-Decadal Global Land Survey (MDGLS), проводимой по инициативе космического агентства NASA и геологической службы USGS. Цель программы – обновление глобальной карты Земли для оценки последствий изменения климата и хозяйственной деятельности человека на Земле.

Россия также участвует в программе MDGLS, с 2006 года три станции центра «СКАНЭКС» в Москве, Иркутске и Магадане осуществляют прием данных LANDSAT-5.

Основной аппаратурой КА LANDSAT-5 является тематический картограф TM – оптико-механический сканер, который обеспечивает съемку в полосе шириной 185 км с пространственным разрешением 30 метров в 6 спектральных каналах видимого, ближнего и среднего участках инфракрасного (ИК) спектра и 120 метров в длинноволновом участке ИК спектра.

Программа LANDSAT

Программа LANDSAT , начатая в 1972 году, является самой продолжительной и наиболее успешной гражданской программой космической съемки Земли. Собранный архив снимков позволяет анализировать изменения, происшедшие на Земле на протяжении 35 лет.

Программа LANDSAT стала пионером и в процессах демократизации доступа к геоданным, впервые начав продажи снимков по номинальной цене копирования без копирайта. Сегодня изображения LANDSAT, например, применяются в геосервисах Google Earth/Maps и в геопродуктах, отображающих обстановку в зонах чрезвычайных ситуаций (паводков, тайфунов и цунами).

Последние годы в связи с быстрым развитием технологий появилось много спутников с аппаратурой детальной и сверхдетальной съемки и интерес к программе LANDSAT значительно снизился. Появились новые аппараты и датчики ASTER, EO-1, PROBA, CBERS, SPOT, IRS. Несмотря на это, спутники LANDSAT до сих пор остаются непревзойденными в своем классе по сочетанию основных параметров: ширина кадра, пространственное, временное и спектральное разрешение.

Кроме ветерана LANDSAT-5 на орбите находится более новый спутник LANDSAT-7, запущенный в 1999 году, но его сканер работает с неполадками. Поэтому данные LANDSAT-7 в текущем году принимают 5 зарубежных станций, а снимки LANDSAT-5 до отключения сканера - 15 станций, в том числе три - российские.

В 2011 году агентство NASA планирует вывести на орбиту новый спутник по программе Landsat Data Continuity Mission (LDCM). Многоспектральный сканер OLI для нового аппарата изготавливает компания Ball Aerospace по контракту на сумму 127,9 млн. долларов.

До 2011 года на орбите будет нести вахту в меру возможностей LANDSAT-7. Но не исключен вариант, что после устранения неполадок ветеран LANDSAT-5 сможет встретить на орбите свое 25-летие. По данным геологической службы USGS после анализа ситуации группа экспертов из центра управления примет решение о дальнейшей судьбе спутника через 2-3 недели.

© rnd.cnews.ru

Теория формирования космических лучей: новые данные

Специалисты NASA и Японского аэрокосмического агентства получили новые данные, раскрывающие механизм формирования космических лучей.

В 1960-х годах была предложена теория, согласно которой космические лучи, представляющие собой высокоэнергетические заряженные частицы, образуются в результате взрыва сверхновых. Многократно взаимодействуя с фронтом ударной волны, возникающей при взрыве, заряженные частицы могут ускоряться до субсветовых скоростей.

С помощью рентгеновской обсерватории Chandra и японского спутника Suzaku, группа д-ра Ясунобу Укияма (Yasunobu Uchiyama) наблюдала остатки сверхновой RXJ1713.7-3946, находящейся в нескольких тысячах световых лет от Земли в созвездии Скорпиона. С высоким пространственным разрешением ученые исследовали в рентгеновском диапазоне активные пятна, расположенные в этой области, которые разгораются и гаснут в течение года. В частности, одно из таких пятен, наблюдаемое в июле 2005 года, не было обнаружено ни в июле 2000 года, ни в мае 2006 года, сообщает ScienceDaily.

Ученые считают, что причиной наблюдаемого явления является синхротронное излучение электронов, вращающихся вдоль линий магнитного поля. Для того чтобы изменения интенсивности рентгеновского излучения происходили настолько быстро, как наблюдалось, величина магнитного поля должна в сотни раз превышать среднюю величину магнитных полей в межзвездном пространстве.

Кроме того, д-р Учияма и его коллеги определили скорость фронта ударной волны, которая составила приблизительно 16 млн. км/ч. Исследуя спектр излучения RXJ1713.7-3946, ученым удалось также установить, что магнитные поля внутри активных зон имеют сложную конфигурацию, которая способствует многократному отражению заряженных частиц, в результате чего они приобретают очень высокие энергии.

Обнаружена сверхяркая сверхновая

Переоценка расстояния до открытой в 2005 году сверхновой позволила сделать вывод о том, что она обладала самой большой абсолютной светимостью из всех известных до сих пор науке.

Новые оценки абсолютной светимости сверхновой 2005ap, обнаруженной американским астрономом Робертом Куимби (Robert Quimby) в рамках персонального проекта поиска сверхновых Texas Supernova Search project, показали, что этот параметр первоначально был занижен в два раза. Позднее он же открыл сверхновую 2006gy, признанную рекордсменом по абсолютной светимости среди всех известных астрономам на сегодняшний день сверхновых.

Тем не менее, анализ собранной информации позволил сделать вывод о том, что светимость 2005ap превосходила первоначальные оценки и именно она, а не 2006gy, является настоящим рекордсменом среди сверхновых. В максимуме блеска 2005ap превосходила Солнце по абсолютной светимости на 11 порядков.

Сверхновая 2005ap относится к типу II и находится в карликовой галактике в созвездии Волосы Вероники на расстоянии 4,7 млрд. световых лет от нас (красное смещение z = 0.2832). Оценить расстояние до сверхновой удалось по сильному смещению линии поглощения кислорода в ее спектре, которое может быть объяснено эффектом "красного смещения". Переоценка расстояния до сверхновой привела к переоценке ее абсолютной светимости.

Сверхновые были открыты с помощью автоматического телескопа 18-дюймового (0,45-метрового) телескопа ROTSE-IIIb обсерватории Макдональда. Спектр 2005ap д-ру Куимби удалось получить благодаря наблюдениям на телескопе Hobby-Eberly Telescope (HET) с 10-метровой апертурой, проведенным спустя несколько дней после открытия сверхновой.

Независимые наблюдения спектра 2005ap с помощью телескопа обсерватории Кек на Гавайях подтвердили новую оценку ее светимости.

Сверхновые являются важным элементом астрономической шкалы расстояний, позволяющей определять расстояния до удаленных внегалактических объектов и, таким образом, определять параметры эволюции Вселенной в целом. Соответственно, изменения наших представлений об абсолютной светимости сверхновых могут существенно повлиять, например, на оценки количества "темной материи" во Вселенной и, возможно, вообще отказаться от данной гипотезы.

Возможно также, что пиковая яркость сверхновых изменялась со временем - в более ранние эпохи они были существенно ярче. Такой вывод сделала исследовательская группа под руководством Энрю Ховелла (Andrew Howell) из университета Торонто на основе анализа данных астрономических обзоров Supernova Legacy Survey и Higher z Supernova Search. Согласно их оценкам, яркость сверхновых, взорвавшихся 8 млрд. лет назад, была выше примерно на 12%, чем теперь - то есть сверхновые "тускнеют" со временем.

"Союз" вышел на орбиту

Шестнадцатая экспедиция на Международную космическую станцию, стартовавший накануне с космодрома Байконур на корабле "Союз", уже на орбите - до стыковки корабля "Союз" с МКС осталось около полутора суток. Юрий Маленченко и Пегги Уитсон, а также первый малазийский космонавт Шейх Музафар Шукор, чувствуют себя хорошо.

Новый экипаж МКС, который впервые возглавила женщина, ждёт широкая программа. Три выхода в открытый космос и восемьдесят научных экспериментов. Некоторые из них ещё не проводились на борту орбитального комплекса. Кроме того, шестнадцатой экспедиции предстоит обеспечить успешную стыковку со станцией первого европейского грузового корабля "Жюль Верн".

Немало работы на МКС и у малазийского космонавта. Он выполнит эксперименты в области биологии и медицины. В частности, выяснит, как раковые клетки реагируют на лекарственные препараты в невесомости.