Астрономы объяснили дефицит карликовых галактик вблизи Млечного Пути

Астрономы из США и Канады полагают, что им удалось объяснить дефицит карликовых галактик в нашей зоне космического пространства. Эта проблема известна уже давно. До 2005 года телескопические наблюдения выявили у нашей Галактики всего лишь семь чрезвычайно тусклых соседей-карликов. Позднейшие наблюдения добавили к ним еще около дюжины галактик такого же калибра.

Эти цифры очень сильно расходятся с теоретическими прогнозами. Общепринятая модель формирования звездных скоплений утверждает, что типичная крупная спиральная галактика вроде нашего Млечного Пути должна быть окружена несколькими сотнями минигалактик. Из нее также следует, что эти карликовые галактики должны преимущественно состоять из несветящейся материи, которая выдает свое присутствие лишь собственным тяготением. Такую материю называют темной, и ее природа до сих пор не до конца известна.

В принципе загадка наблюдаемого дефицита минигалактик имеет очень простое решение. Можно предположить, что почти все малые соседи Млечного Пути практически лишены звезд и потому попросту не видны в наши телескопы. К сожалению, эту гипотезу трудно проверить прямыми наблюдениями. Однако она выглядит более правдоподобной в свете работы сотрудника Калифорнийского технологического института Джоша Саймона и канадского астронома Марии Геха, которую в ноябре опубликует Astrophysical Journal.

Астрономы объяснили дефицит карликовых галактик вблизи Млечного Пути

Эти ученые обследовали восемь недавно открытых карликовых партнеров нашей Галактики, используя аппаратуру десятиметрового телескопа гавайской обсерватории им. Кека. В общей сложности они изучили спектры 814 звезд и измерили их скорости. Оказалось, что все они движутся весьма медленно - от 4 до 7 километров в секунду. Наше Солнце обращается вокруг центра Млечного Пути куда быстрее: его скорость составляет 220 километров в секунду. Эти данные свидетельствуют о том, что все наблюдавшиеся галактики и в самом деле очень невелики. Масса любой из них не превышает одной сотой процента массы нашей Галактики.

Джош Саймон в телефонной беседе подчеркнул, что изученные минигалактики во времена своей молодости скорее всего содержали много массивных ярких звезд, которые давно погасли. Их мощное ультрафиолетовое излучение буквально выдуло за пределы галактик рассеянный в космосе водород, который мог бы пойти на образование менее массивных и потому более долгоживущих звезд. В результате со временем они лишились всех или почти всех светил, но сохранили темную материю. Отсюда следует, что по соседству с Млечным путем действительно могут находиться сотни практически несветящихся карликовых галактик.

Вероятно, в ближайшие годы число известных галактик этого типа сильно возрастет. Сейчас на Гавайях сооружаются новые телескопы, предназначенные для их автоматического поиска. Астрономы ожидают, что эти инструменты обнаружат вблизи Млечного пути не менее полусотни очень тусклых карликовых галактик.