Склад галактических запчастей

Астрономы наблюдают «строительные блоки», из которых образовались крупные галактики наподобие Млечного пути. Речь идет о карликовых звездных скоплениях, которые сформировались спустя всего 1 млрд. лет после Большого взрыва и стали своего рода «кирпичиками мироздания».

Стандартная модель эволюции галактик утверждает: крупные галактики (вроде нашего Млечного пути) образовались в результате слияния карликовых галактик, существовавших в эпоху очень молодой Вселенной. До сих пор эти мельчайшие строительные элементы изучались только в теории, однако на днях американские астрономы объявили об их успешном обнаружении.

С помощью телескопов Hubble и Spitzer ученые нашли целую россыпь очень ранних и очень мелких галактик. По всей видимости, речь идет о тех самых строительных блоках, из которых постепенно образовались крупные галактики. Найденные объекты удалены от нас на расстояние в 12 млрд. световых лет – другими словами, исследуя их, ученые видят Вселенную такой, какой она была спустя всего пару миллиардов лет после Большого взрыва.

Склад галактических запчастей

Говорит астроном Сангита Малхотра (Sangeeta Malhotra): «Излучение голубого спектра, обнаруженное телескопом Hubble, говорит о присутствии в этих скоплениях множества молодых звезд. Вместе с тем, Spitzer почти не регистрирует там инфракрасное излучение, что свидетельствует о том, что перед нами – действительно молодые галактики, состоящие из звезд самого раннего поколения». «В данном случае мы имеем дело с самыми маленькими галактиками, которые когда-либо наблюдались в молодой Вселенной» — добавляет ее коллега Нор Пирзкал (Nor Pirzkal).

Три объекта из числа обнаруженных выглядят несколько странно – в отличие от большинства других карликовых галактик, имеющих сферические очертания, они вытянуты в некое подобие головастика. По всей видимости, это означает, что данные галактики подвергаются мощному гравитационному воздействию со стороны другого скопления, находящегося неподалеку. В скором времени их ожидает слияние с образованием более массивной и масштабной структуры – и так вплоть до формирования гигантских спиральных галактик вроде Млечного пути.