Карликовая галактика в Стрельце - зверь с четырьмя хвостами?

Анализируя данные последней миссии Sloan Digital Sky Survey (SDSS-III), команда обнаружила потоки звёзд в Южном полушарии Галактики, оторванные от карликовой галактики в Стрельце. Это открытие также позволило связать данные потоки с ещё двумя потоками в Северном полушарии Галактики, открытыми ранее.

Описывая феномен, Копосов сказал: "Мы давно знали, что когда маленькие карликовые галактики проходят через более крупные, огромные приливные силы порождают вытянутые потоки звёзд, похожие на хвосты".

Вин Эванс, один из членов команты, прокомментировал: "Галактика в Стрельце похожа на зверя с четырьмя хвостами".

Карликовая галактика в Стрельце - зверь с четырьмя хвостами?
Карликовая галактика в Стрельце глазами художника (яркий сгусток в левой части изображения) на орбите Млечного Пути. Яркий жёлтый кружок справа от галактического центра - наше Солнце (пропорции не сохранены). Автор изображения: Аманда Смитт (Кембриджский университет).

Когда-то карликовая галактика в Стрельце была одним из самых ярких спутников нашей Галактики. Теперь её остатки находятся по другую сторону нашей Галактики, и разрушаются огромными приливными силами. Оценки показывают, что за последний миллиард лет эта карликовая галактика потеряла половину своих звёзд и газа.

Перед анализом данных SDSS-III было известно, что у карликовой галактики в Стрельце есть два хвоста - один перед и один после остатков. Это открытие было сделано при анализе предыдущих изображений SDSS, в частности полученных в 2006 году, когда было обнаружено, что приливный хвост в Северном полушарии Галактики разделён на две части.

Комментируя предыдущее открытие, Белокуров добавил: "Это было потрясающее открытие, но часть головоломки - структура в южной части - до сих пор отсутствовала".

Анализируя карты плотности более 13 миллионов звёзд по данным SDSS-III, Копосов и его команда обнаружили, что поток в южном полушарии также разделён на два: одна часть более толстая и яркая, в то время как вторая тоньше и слабее. Согласно исследованиям, более слабый поток проще и обеднённый металлами, в то время как более яркий поток сложнее и напротив, богат металлами.

Карликовая галактика в Стрельце - зверь с четырьмя хвостами?
Карта неба, показывающая количество звёзд, обнаруженных в потоках карликовой галактики. Красными линиями показаны сами потоки, а синими эллипсами - текущее положение карликовой галактики в Стрельце. Автор изображения: С.Копосов в сотрудничестве с SDSS-III.

Такое распределение вполне логично - каждое последующее поколение звёзд будет производить и высвобождать (через сверхновые) всё больше металлов грядущим поколениям звёздных формаций.

Хотя точная причина расщепления приливного хвоста не известна, астрономы полагают, что карликовая галактика в Стрельце была частью двойной галактической системы, подобной Большому и Малому Магеллановым облакам, видимым в Южном полушарии. Несмотря на то, что природа расщепления хвоста на данный момент не установлена, астрономы выяснили, что с течением времени много более мелких галактики были разорваны либо поглощены нашей Галактикой, равно как и другими галактиками во Вселенной.

Приведённый ниже видеоролик показывает множественные потоки, порождённые разрывом карликовой галактики в Стрельце, происходящим в гало Млечного Пути. Наше Солнце обозначено оранжевой сферой. Карликовая галактика находится в середине потока. В ролике показана область порядка 200000 парсек (около 600000 световых лет). Видео создано С.Копосовым в сотрудничестве с SDSS-III.