Странности гало: галактика с двойной оболочкой

Мы называем Млечный путь своим «звездным домом», однако наша галактика по-прежнему продолжает нас удивлять. Оказывается, она имеет не одно звездное гало, как полагали ученые до сих пор, а целых два. Открытие может привести к существенному пересмотру теорий, описывающих этот самый наш дом.

К неожиданным результатам пришла группа итальянских ученых под руководством Даниэлы Каролло (Daniela Carollo). Пользуясь данными проекта Sloan Digital Sky Survey, астрономы вычислили вектор движения примерно 20 тыс. звезд, входящих в состав предполагаемого гало – «внешней оболочки» нашей галактики. Они обнаружили, что гало Млечного пути может быть поделено на две отдельные части, вращающиеся вокруг центра в разном направлении и состоящие из звезд несколько разной химической композиции.

Итак, Млечный путь имеет два гало — внутреннее и внешнее. Внутреннее обладает немного приплюснутой формой, простирается от центра галактики примерно на 4,6*1017 км и вращается вокруг него со скоростью 20 км/с (примерно с такой же скоростью, как и наша солнечная Система). Внешнее же гало представляет более ровную сферу с радиусом в 6,0*1017 км и вращается вокруг центра галактики со скоростью в 70 км/с, причем в строго противоположном направлении.

Млечный путь глазами художника

...И фотографа, находящегося на Земле

Кажется странным, что до сих пор никто из астрономов не замечал двухсоставности нашего гало. Как объясняет Каролло, ученые неоднократно наблюдали отдельные звезды, входящие в состав гало и двигающиеся в «неправильном» направлении, однако до сих пор у них попросту не было достаточно полных статистических данных, чтобы обнаружить в их движении некую закономерность.

Спектральный анализ показал, что звезды внутреннего гало содержат примерно в 3 раза больше тяжелых элементов, чем звезды внешнего. Это позволяет сделать кое-какие выводы относительно их происхождения. Астрономам известно, что легкие атомы появились в самом начале нашей Вселенной, вскоре после большого взрыва. А вот тяжелые элементы, образующиеся в недрах массивных звезд, появились несколько позже — их процентное отношение постоянно растет, однако это процесс очень медленный и постепенный. Таким образом, открытие неоднородности гало говорит о том, что процесс формирования нашей галактики был довольно сложен и имел как минимум несколько отдельных стадий. «Судя по всему два гало сформировались в разные времена и в результате разных процессов», - отмечает Каролло.

Полученные группой Каролло результаты расходятся с популярной моделью, согласно которой гало должны образовываться из нескольких объединившихся мини-гало. «Эта модель абсолютно не способна объяснить, почему внутреннее гало Млечного пути оказывается сплющенным, а внешнее имеет форму правильной сферы. — отмечает ученая. — Вообще, наше открытие отметает все существующие модели формирования галактик».