Молодой пульсар вращается со скоростью 11 000 оборотов в минуту

Быстровращающаяся звезда или, говоря более научно, миллисекундный пульсар, получил название J1823-3021A. Он расположен внутри конгломерата звезд, так называемого глобулярного кластера, насчитывающего несколько тысяч звезд, удаленных от Земли приблизительно на 27 000 световых лет в созвездии Стрельца.

Пульсар выбрасывает невероятно плотные пучки гамма-лучей высокой энергии, по которым и был обнаружен данный необычный объект. Гамма-выбросы пульсара обнаружил космический телескоп НАСА Fermi, работающий в сфере исследований высокоэнергетического излучения в космосе. Судя по данным анализа выбросов, возраст пульсара на превышает 25 млн лет, что по меркам пульсаров очень незначительно. Большинство миллисекундных пульсаров имеют возраст, исчисляемый миллиардами лет.

Молодой пульсар вращается со скоростью 11 000 оборотов в минуту

С точки зрению ученых, экстремальная яркость как раз и объясняется юным возрастом объекта. Кроме того, специалисты заявляют, что если возраст пульсаров может исчисляться миллиардами лет, то подобных объектов во Вселенной может быть очень много, по крайней мере в глобулярных кластерах.

Паоло Фиере, автор исследования и астроном из Института радиоастрономии при Институте им Макса Планка в Германии, полагает, что в действительности миллисекундные пульсары могут формироваться ранее неизвестными способами и для Вселенной пульсары могут быть не такими экзотическими образованиями. "Подозреваю, что формирование пульсаров - это своего рода верхушка айсберга, которая представляет собой лишь незначительную долю тайн Вселенной", - говорит он.

Пульсары представляют собой остатки массивных звезд, оставшиеся после взрыва последних и сжавшиеся под действием собственной гравитации до невероятной плотности. Плотность здесь такова, что из всех элементарных частиц тут существуют лишь нейтроны и электроны. Ученые говорят, что когда объект, масса которого сопоставима с массой Солнца сжимается до размера сверхплотного "камня" диаметром 15-20 км, то под действие центробежных сил этот объект начинает очень быстро вращаться, выбрасывая пучки гамма-излучения.

Обыкновенные пульсары вращаются со скоростью от 7 до 3750 оборотов в минуту, но миллисекундные пульсары вращаются гораздо быстрее - до 43 000 оборотов в минуту. Эти вращающиеся объекты зачастую сосуществуют со звездами, материей которых они и питаются. До 80% пульсаров существуют в бинарных системах.

Напомним, что недавно при помощи того же телескопа Fermi были обнаружены уже девять ранее неизвестных гамма-лучевых пульсара. Эти пульсары не выбрасывали больших пучков энергии, поэтому они прежде оставались незамеченными. Для открытия этих объектов применялись новые алгоритмы.

В отношении пульсара J1823-3021A ученые говорят, что он делает ежеминутно примерно 11 000 оборотов вокруг своей оси, то есть один полный оборот он делает за 5,44 миллисекунды (для сравнения: Земля - за 24 часа). Строго говоря, немецкие ученые не открывали J1823-3021A. Технически, его излучение было известно с 90-х годов, но до недавнего времени источник это излучения оставался неясен.