Старички Вояджеры продолжают делать открытия

Возможно, что это последнее открытие двух старичков, ведь питание у них кончается, поэтому ультрафиолетовый спектрометр, с помощью которого можно увидеть Лайман-альфа, на «Вояджере»-2 уже отключен, а вскоре ту же операцию придется проделать и с «Вояджером»-1.

Лаймановское свечение сопровождает формирование молодых звезд, оно идет от ионизированной атмосферы, только-только возникшей у молодых планет, от ударных волн в межзвездной среде, но в основном оно указывает направление на те районы галактики, где идет активное рождение новых звезд. Лайман-альфа – это линия спектра, которую формируют фотоны определенной энергии, рождающиеся при присоединении электрона к иону водорода и переходе этого электрона с первого энергетического уровня на второй. Это самая яркая линия галактического спектра (длина волны – 1216 ангстрем, то есть 1,216*10-7 метра.

Внутри гелиосферы Лайман-альфа-излучение не видно, так как эти фотоны быстро рассеиваются на нейтральных атомах водорода и становятся невидимыми на ярком фоне гелиосферного водородного свечения.

В последнем номере журнала Science группа астрономов, работающих с «Вояджерами», сообщает об обнаружении «Вояджером-1» галактической лаймановской эмиссии. Как и было предсказано, оно идет из областей активного образования звезд – и в самой плоскости Галактики, и над этой плоскостью. Правда, авторы статьи констатируют очень слабую пространственную корреляцию эмиссии Лайман-альфа с другой эмиссией «водородных» фотонов, образующихся при переходе электрона со второго уровня на третий – так называемой линией Бальмер-альфа. Это связано с тем, что большинство фотонов лаймановской линии рассеивается на атомах нейтрального водорода и лишь малая их часть просачивается сквозь облака ионизированного газа, окружающего молодые звезды.

Существует теория, позволяющая установить корреляцию между двумя этими линиями, но сегодня ее очень трудно проверить.

Однако исследователи надеются, что сравнение новых данных о лаймановских фотонах, идущих из разных регионов Галактики, с теми наблюдениями, которые уже имеются в отношении бальмеровской эмиссии, позволит такую проверку осуществить и решить надежно ли работает эта теория в отношении других галактик.

Старички Вояджеры продолжают делать открытия
Космический аппарат «Вояджер»

«Вояджеры» ушли в космос в 1977 году. Их главной целью было изучение газовых гигантов и свойств плазмы солнечного ветра. Справившись с этим заданием и, таким образом, выполнив свою основную миссию, «Вояджеры» полетели на границу Солнечной системы, в то место, где давление солнечного ветра сравнивается с внешним давлением. 16 декабря 2004 года «Вояджер-1» пересек границу, где начинается открытое пространство Галактики, находясь от Солнца на расстоянии в 94,01 астрономических единицы. 30 августа 2007 года то же самое сделал и «Вояджер-2» – его в тот день от Солнца отделяло 83,7 астрономических единицы (1 астрономическая единица – это среднее расстояние от Земли до Солнца, 149,6 млн км).

Сейчас аппараты находятся на расстояниях от Солнца соответственно 118,9 и 96,9 астрономических единиц.

От «Вояджеров» ждут новых данных о лаймановском свечении и межзвездном газе: аппараты будут передать эти данные, пока не кончатся киловатты. Но на смену им мчится новый путешественник – корабль NASA «Новые горизонты» (New Horizons), который был запущен в 2006 году и оснащен куда более совершенной техникой, ем «Вояджеры». Сейчас он на пути к Плутону, его ультрафиолетовый спектрометр сможет давать о водородном свечении галактики куда более точную и систематизированную информацию.