Обнаружен мощнейший микроквазар

Астрономы из Университета Страсбурга (Франция) и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) выяснили, что туманность S26 в спиральной галактике NGC 7793, удалённой от нас приблизительно на 12 млн. световых лет, создана джетами чёрной дыры.

Чёрная дыра в S26 входит в двойную систему

Принято считать, что основу энерговыделения чёрных дыр составляет рентгеновское излучение, но в данном случае, очевидно, значительная часть энергии уносится джетами — потоками частиц, которые воздействуют на межзвёздное вещество, разогревая его и расширяя туманность. «Объёмы энергии, передаваемой окружающему газу этой чёрной дырой, поражают воображение, — говорит ведущий автор работы Манфред Пакулл (Manfred Pakull). — Её масса всего в несколько раз превосходит солнечную, но она сумела стать полнофункциональной миниатюрной копией мощных квазаров, содержащих чёрные дыры с массами в несколько миллионов солнечных».

Учёные пользовались данными наблюдений, выполненных с помощью рентгеновской обсерватории «Чандра» и «Очень большого телескопа». Как оказалось, S26 напоминает известную радиотуманность W50 в созвездии Орла, но в два раза превосходит её по размерам: «длина» S26 приблизительно равна 1 000 световых лет. «Мы наблюдаем очень необычное соотношение параметров джетов и самой чёрной дыры, — рассказывает другой участник исследования Роберт Сориа (Robert Soria). — Даже если чёрная дыра в NGC 7793 уменьшилась бы до размеров футбольного мяча, каждый джет, начинаясь от Земли, выходил бы за орбиту Плутона».

Обнаружен мощнейший микроквазар
Изображение S26. Контурами показано оптическое излучение на длине волны 656,3 нм (линия водорода Hα из серии Бальмера). Цветом выделено рентгеновское излучение; энергии 0,3–1 кэВ соответствует красный цвет, 1–2 кэВ — зелёный, 2–8 кэВ — синий. На снимке видны три расположенных на одной линии источника: ядро, где находится двойная система, и две «горячие точки» взаимодействия джетов с окружающим веществом.

Изучение снимков S26 показало, что создаваемая джетами область горячего газа расширяется со скоростью, примерно равной одному миллиону километров в час. На основании этих измерений минимальная общая длительность действия джетов была оценена в 200 000 лет.