Обед чёрной дыры быстро приближается

В рамках 20-летней программы, использующей телескопы ESO для отслеживания движения звёзд вокруг сверхмассивной чёрной дыры в центре нашей Галактики, команда астрономов под руководством Рейнхарда Гензеля (Reinhard Genzel) из Института внеземной физики Макса Планка (MPE) в Гарчинге, Германия, открыли уникальный объект, быстро приближающийся к чёрной дыре.

За последние семь лет скорость объекта почти удвоилась, достигая более 8000000 км/ч. Он движется по вытянутой орбите, и ориентировочно в середине 2013 года он пройдёт на расстоянии около 40 млрд. км (примерно 36 световых часов) от горизонта событий чёрной дыры. По астрономическим меркам это очень маленькое расстояние от сверхмассивной чёрной дыры.

Этот объект намного холоднее окружающих звёзд - около 280° C (порядка 550 К) - и состоит в основном из водорода и гелия. Это облако из пыли и ионизированного газа массой примерно в три земных. Облако раскаляется из-за сильного ультрафиолетового излучения окружающих горячих звёзд в густо населённом сердце Млечного Пути.

Обед чёрной дыры быстро приближается

Плотность облака в настоящий момент намного выше, чем у раскалённого газа, окружающего чёрную дыру. Но по мере того, как облако приближается к прожорливому зверю, возрастающее внешнее давление будет сжимать облако. В то же самое время приливные силы чёрной дыры, масса которой составляет примерно 4 миллиона солнечных масс, будут ускорять приближение и растягивать облако по его орбите.

"Идея растягивания астронавта, находящегося близко к чёрной дыре, до состояния спагетти, известна из научной фантастики. Но сейчас мы можем наблюдать воочию подобное явление, происходящее с недавно открытым облаком. Ему не суждено пережить это испытание", - сказал Стефан Джиллессен (Stefan Gillessen) из MPE.

Границы облака уже начинают измельчаться и разрываться, и ожидается, что в ближайшие годы оно будет полностью разрушено. Астрономы наблюдают явные признаки ускорения разрушения облака в период с 2008 по 2011 год.

Также ожидается, что вещество существенно разогреется по мере приближения к чёрной дыре в 2013 году и, возможно, начнёт излучать в рентгеновском диапазоне. В данный момент возле чёрной дыры мало вещества, потому вновь прибывшая "пища" станет преобладающим топливом для чёрной дыры на ближайшие несколько лет.

Одно из объяснений образования облака - его вещество могло прийти от близлежащих молодых массивных звёзд, быстро теряющих массу из-за звёздного ветра. Такие звёзды буквально выдувают свой газ. Взаимодействующие звёздные ветры от звёзд двойной системы, движущейся по орбите вокруг центральной чёрной дыры, могли привести к формированию облака.

"Последующие два года будут очень интересными и дадут нам чрезвычайно ценную информацию о поведении вещества возле столь примечательных массивных объектов", - сказал Гензель.