Темная галактика: что есть там, где ничего нет

Обнаруженный в 2000 г. в созвездии Девы, на расстоянии около 50 млн. световых лет от нас объект VIRGOHI21, привлекает пристальное внимание астрономов. Впервые ученые заподозрили неладное, изучая форму расположенной по соседству необычной спиральной галактики NGC 4254. Закрученные потоки газа и искривленный рукав галактики являются признаками гигантского космического столкновения, обусловленного массивным (до 100 млрд. солнечных масс) объектом, проходившим мимо NGC 4254 за последние 100 млн. лет. Тем не менее, никакого видимого второго участника столкновения с подходящей массой астрономы обнаружить не смогли.

Карта «темной галактики» VIRGOHI21

Такой крупный объект непременно должен был бы быть виден не только астрономическими лабораториями, но и простыми современными любительскими телескопами. Однако никакой галактики в нужном месте нет; более того, там не обнаруживается вообще никаких звезд. Несколько лет выдвигались, апробировались и отвергались различные объяснения наблюдаемому феномену.

Появившаяся несколько лет назад первая публикация о наблюдении VIRGOHI21 вызвала немало скептических отзывов, и астрономам пришлось провести все возможные тесты, пытаясь обнаружить в этой «темной галактике» звезды. Международная группа астрономов во главе с Робертом Минчиным (Robert Minchin) провели тщательные наблюдения за загадочным объектом, комбинируя данные, собранные радиотелескопом в Вестерборке (WSRT) и орбитальной обсерваторией Hubble. Однако и самые последние наблюдения подтверждают: в массивном VIRGOHI21 звезд нет, а обычная материя (в основном нейтральный водород) составляет максимум 0,2% от его массы.

Темная галактика: что есть там, где ничего нет
Расположенная поблизости галактика NGC 4254 испытывает явное влияние VIRGOHI21: один из ее рукавов деформирован

Похоже, ученым удалось, наконец, экспериментально показать существование массивных скоплений темной материи, которые входят в теоретическую стандартную модель Вселенной. Согласно ей, обычная материя составляет около 5% от массы Вселенной, тогда как темная – около 25% (остальное приходится на энергию вакуума). Притягивая обычную материю, темная могла способствовать образованию галактик, а «темные галактики» – становиться распространенными спутниками обычных, в том числе и нашей.