Длинные рукава: поток-рекордсмен

Обнаружен поток плазмы, растянувшийся более чем на миллион световых лет – самый длинный из всех известных.

Релятивистские джеты – длинные струи разогнанной до колоссальных скоростей плазмы – обнаруживаются в разных участках Вселенной, исходящими от самых разных объектов, в том числе от нейтронных звезд. Однако самые мощные джеты исходят из активных ядер галактик, там, где колоссальные объемы материи непрерывно обрушиваются в недра сверхмассивных черных дыр, а часть ее, закручиваясь и разгоняясь, выбрасывается прочь, на расстояния в сотни тысяч и даже миллионы световых лет.

Длинные рукава: поток-рекордсмен
Колоссальные черные дыры в активных ядрах галактик выбрасывают мощные джеты материи далеко в космическое пространство

Такая сверхмассивная черная дыра есть и в центре нашего Млечного Пути – однако открытие было сделано при наблюдении за эллиптической галактикой CGCG 049-033, расположенной от нас примерно в 600 млн. световых лет. Команда индийских ученых во главе с Джойдипом Багчи (Joydeep Bagchi), обшаривая космос в поисках интересных источников радиоизлучения, наткнулась на крайне необычный объект и приступила к его изучению, используя индийский радиотелескоп GMRT и огромный 100-метровый радиотелескоп Effelsberg в Германии. Было установлено, что джет достигает 1,5 млн. световых лет в длину – примерно вдвое больше предыдущего рекордсмена. Если бы такой гигант вылетал из центра нашей галактики, он мог бы достичь Солнечной системы и, покинув пределы галактики, покрыл бы половину расстояния до соседней Туманности Андромеды.

Длинные рукава: поток-рекордсмен
В исследовании использовались внушительные радиотелескопы в Индии (GMRT – слева) и Германии (Effelsberg, справа)

Но джет интересен не только этим. Как правило, такие «рукава» существуют примерно равными парами, устремленными в противоположные направления. Однако пара нашего великана выглядит намного короче – правда, по мнению ученых, это объясняется тем, что устремлена она не к нам, а от нас, и свет от дальнего ее конца просто еще не успел до нас добраться. Кроме того, радиоизлучение, исходящее от джетов оказалось сильно поляризованным, что может говорить о присутствии вокруг них мощного магнитного поля. Такое поле может заключать в себя поток высокоэнергетических частиц и излучения, как ножны, и не давать ему распасться на протяжении многих миллионов километров пути. Так что именно мощное магнитное поле может объяснять аномальные размеры обнаруженного джета.