Юпитер мечет молнии и греет сам себя

Аппарат New Horizons обнаружил молнии возле полюсов газового гиганта – Юпитера. Атмосферные явления на планете – результат работы его «внутреннего тепла».

Мощные атмосферные разряды неоднократно наблюдались в экваториальных районах Юпитера, однако ни на одном из полюсов планеты их ни разу не регистрировали. В марте этого года мимо Юпитера пролетел аппарат New Horizons, держащий путь к далекому Плутону. Хотя Юпитер и не является главной целью его путешествия, New Horizons передал на Землю сотни высококачественных снимков этого газового гиганта. На них-то и обнаружились полярные вспышки, отсутствие которых порядком озадачивало планетологов.

Бортовые камеры аппарата сумели запечатлеть 6 вспышек возле северного и 7 – возле южного полюса планеты. По оценкам ученых, некоторые вспышки были примерно в 10 раз мощнее самых высокоэнергетичных молний, когда-либо регистрировавшихся на Земле. Говорит Кевин Бэйнс (Kevin Baines), ученый-планетолог: «Открытие подтверждает теории, которых мы придерживались в течение последних 20 лет. Юпитер ведет себя именно так, как надо!»

Юпитер мечет молнии и греет сам себя
На этой фотографии, сделанной New Horizons во время пролета мимо ночной стороны Юпитера, отчетливо видны вспышки в приполярных областях. Каждая яркая точка является, по всей видимости, суммой нескольких мощных вспышек, произошедших в очень короткий промежуток времени

Одной из самых интересных особенностей Юпитера является тот факт, что этот гигантский шар из газа и жидкости излучает примерно вдвое больше тепла, чем получает от Cолнца. Планета активно греет себя изнутри, поэтому, в отличие от Земли, где циркуляция атмосферы происходит за счет разницы солнечного нагрева в экваториальных и полярных областях, на Юпитере воздействие солнечной радиации на температурную циркуляцию оказывается крайне незначительно. Атмосферу Юпитера приводит в движение тепло внутренне, а не внешнее. В конечном итоге это означает, что планета должна быть разогрета очень равномерно. Следовательно, и молнии на ней должны образовываться равномерно – и на экваторе, и у полюсов.

New Horizons стал уже восьмым исследовательским зондом, посетившим Юпитер, однако благодаря счастливому стечению обстоятельств (время пролета, траектория движения и возможности бортовой аппаратуры) ему удалось запечатлеть детали, ускользнувшие от предыдущих наблюдателей. Переданные им данные помогли лучше разобраться в механизме образования аммиачных облаков в атмосфере Юпитера, а также в структуре его колец. Кроме того, New Horizons собрал собрать немало интересных данных о вулканической активности Ио, одного из самых загадочных спутников Юпитера.

Юпитер мечет молнии и греет сам себя
Наличие молний в верхних широтах Юпитера свидетельствует о том, что конвекционные процессы, связанные с внутренним разогревом планеты, не ограничиваются нижними слоями ее атмосферы. По своей средней энергии приполярные вспышки вполне соответствуют экваториальным молниям, неоднократно наблюдавшимся ранее

Между прочим, New Horisons является самым быстрым аппаратом из всех, когда-либо созданных человечеством. Сейчас он движется со скоростью более 20 км/с. Запуск зонда состоялся в январе 2006 г., а Плутона и его лун аппарат достигнет в 2015 г.