Лента новостей

MRO сфотографировал места возможной высадки миссии на Марс

Американский космический аппарат Mars Reconnaissance Orbiter незадолго до годовщины начала своей работы на орбите вокруг Марса передал на Землю высококачественные снимки 30 участков его поверхности, где может приземлиться космическая лаборатория Mars Science Lab, которая будет отправлена к красной планете в следующем году.

Лента новостей

Объем полной переданной почти за год информации составляет 26 терабайт, и превосходит результаты всех предыдущих исследований красной планеты. По словам сотрудника NASA, Альфреда Макэвана, цветные изображения дают очень важную информацию для понимания геологических процессов, протекавших и протекающих на Марсе.

© gazeta.ru

Глобальное потепление приведет к повышению влажности

Последнее исследование британских ученых, опубликованное в Nature, подтверждает ранее выдвинутую гипотезу о повышении влажности воздуха на планете. Данные измерений температуры и влажности воздуха по всей планете подтверждают компьютерную модель, согласно которой глобальное потепление уже привело к изменениям круговорота воды, и влажност ь – лишь одно из проявлений этого.

Самое опасное заключается в наличии в этой системе «положительной обратной связи» – повышение влажности приведет к дальнейшему росту температуры, рост температуры к повышению влажности и так далее – возможно, именно таким образом сформировался миллиарды лет назад раскалённый климат Венеры.

Предыдущие исследования уже демонстрировали повышение влажности воздуха в Европе и во всем мире с 1975 года.

© gazeta.ru

Маленькая комета игнорирует принципы астрофизики

Анализ данных, полученных в ходе пролета зонда Ulysses (“Улисс”) через хвост кометы Макнота в феврале 2007 года неожиданным образом показал, что современные модели процессов, происходящих в Солнечной системе, весьма далеки от реальности.

Зонд Ulysses, предназначенный для исследования свойств солнечного ветра и магнитосферы Солнца вдали от эклиптики, в феврале 2007 года прошел сквозь хвост относительно слабой кометы Макнота, причем на очень большом расстоянии от ядра кометы – около 300 млн. км, что в два раза превышает расстояние от Земли до Солнца.

Казалось бы, хвост весьма «заурядной» кометы, чрезвычайно разреженный вообще и тем более – на таком удалении от ядра, будет непросто зарегистрировать даже самыми чувствительными приборами. Действительность превзошла ожидания.

Лента новостей

Как сообщает Sky&Telescope, спектрометр ионов солнечного ветра (Solar Wind Ion Composition Spectrometer, SWICS) зонда Ulysses не только зарегистрировал появление при пролете через хвост кометы не ожидавшихся там ионов, но и обнаружил, что скорость солнечного ветра упала почти в два раза – с 798 км/с до 461 км/с. Причина столь разительного изменения характеристик солнечного ветра непонятна.

По мнению руководителя совершившей неожиданное открытие исследовательской группы из университета Мичигана профессора Майкла Комби (Michael Combi), оно поистине невероятно – трудно вообразить, каким образом аппарат, находящийся за пределами орбиты Марса, способен почувствовать «след» крошечной кометы, находящейся к тому же очень далеко от него.

Обнаружение аномального ионного следа кометы свидетельствует о том, что нуждаются в кардинальном пересмотре либо наши представления о кометах, либо – о солнечном ветре, либо о том и другом сразу.

© rnd.cnews.ru

Предложен метод исследования геологической истории Венеры

Исследование распределения на поверхности Венеры минерала тремолита может помочь восстановить геологическое прошлое Венеры и определить, существовал ли на ней в древности водяной океан.

Ученые из Центра космических полетов Годдарда NASA считают, что минерал тремолит, который может быть обнаружен на Венере, содержит в себе информацию о геологическом прошлом планеты. В частности, как надеются специалисты, с его помощью можно будет определить, как долго существовали на Венере океаны, и могла ли за это время на планете зародится жизнь.

Ученым известно, сколько времени требуется для того, чтобы тремолит перешел в различные вторичные минералы в экстремальных условиях, имеющихся на Венере. Поскольку этот минерал образуется только в присутствии воды, по его относительному содержанию исследователи смогут определить, в какой период времени на планете присутствовала вода.

Лента новостей

Если океаны на Венере существовали достаточно продолжительное время, то на ней могли зародиться даже сложные формы жизни. Не исключено также, что живые организмы были занесены на Землю с Венеры, считает астрофизик Дэвид Гринспун (David Grinspoon).

К сожалению, экспедиция на Венеру, которая могла бы подтвердить или опровергнуть эти предположения, не планируется ранее, чем через 10-20 лет.

© rnd.cnews.ru

Исполняется 10 лет зонду "Касини"

15 октября 1997 года с космодрома на мысе Канаверал успешно стартовала ракета-носитель Titan IVB, на борту которой находилась тяжелая исследовательская станция "Кассини" NASA и отделившийся от нее впоследствии зонд ESA "Гюйгенс", посадочный аппарат которого провел исследование атмосферы Титана и передал снимки его поверхности с близкого расстояния.

Зонд "Кассини", вышедший на орбиту вокруг Сатурна в 2004 году и продолжающий выполнять научную программу полета, совершил ряд не только важных, но и ошеломляющих открытий, полностью и кардинально изменивших наши представления о системе Сатурна и дальней периферии Солнечной системы вообще.

Исследована атмосфера и топография Титана; изучен шестиугольный объект на Южном полюсе Сатурна; обнаружен кольцевой хребет на Япете и исследована "тонкая структура" темных областей на нем, почему-то располагающихся только на освещенных в данный момент склонах рельефа; выявлен факт активных геологически процессов на Энцеладе и открыты гейзеры, вода из которых хлещет прямо в космическое пространство.

Разработана модель Тунгусского болида

В 2008 году Тунгуской катастрофе будет сто лет. Несмотря на столь солидный возраст, она сохраняет таинственность и продолжает волновать ученых. Специалисты Московского института динамики геосфер РАН применили математическую модель, чтобы исследовать малоизученный класс явлений – гигантские болиды - космические тела размером от пятидесяти метров до километра, которые полностью "сгорают" в земной атмосфере. По этой причине на поверхность Земли от них не падают осколки, не остается кратера, хотя гигантские болиды могут принести значительные разрушения, в том числе, пожары.

Оказалось, что независимо от размера и плотности, скорости и угла падения, судьбы всех гигантских болидов очень похожи. Космическое тело влетает в атмосферу Земли. Сопротивление воздуха приводит к его разогреванию, сопровождающемуся испарением с поверхности, и к расплющиванию. Болид превращается в большой блин, который, в конце концов, разваливается на множество кусков. При этом площадь поверхности увеличивается, и испарение происходит быстрее. Куски болида исчезают один за другим. В какой то момент вместо космического тела остается струя разогретого газа, движущаяся к Земле. Атмосфера тормозит движение струи. В результате такого противоборства образуется улетающее от земли горячее облако, точнее, огненный шар, потому что температура в таком облаке тысячи градусов.

Судя по особенностям Тунгусской катастрофы, такие разрушения мог произвести гигантский болид, затормозившийся (вернее, то, что от него осталось после испарения) на высоте 3-4 км. А до этого он мог быть кометообразным телом, состоящим из смерзшихся газов и пыли, диаметром около 100 метров, или каменным, размером 50-60 метров, влетевшим в земную атмосферу под углом 45 градусов к горизонту.