Открыта ближайшая нейтронная звезда

Канадские и американские астрономы обнаружили самую близкую нейтронную звезду, которая расположена в созвездии Малой Медведицы на расстоянии от 250 до 1000 световых лет от Земли. Эта звезда, уже получившая собственное имя Calvera, является членом редкой группы одиночных нейтронных звезд.

Для того, чтобы найти звезду, астрономы тщательно изучили каталог с 18000 рентгеновскими источниками, которые были зафиксированы немецко-американским спутником ROSAT, находившемся на орбите с 1990 по 1999 годы. Они идентифицировали эти рентгеновские источники с изображениями на других длинах волн электромагнитного диапазона (в инфракрасном, видимом и радиоспектре). Объект 1RXS J141256.0+792204, в отличие от других, оказался видимым только в рентгеновских лучах. Для более подробных исследований этого небесного тела был задействован космический телескоп NASA «Свифт». «Быстрый» спутник смог определить точное расположение источника на небесной сфере, и подтвердил высокую рентгеновскую эмиссию 1RXS J141256.0+792204.

Открыта ближайшая нейтронная звезда

В видимых лучах объект пытались обнаружить при помощи Северного телескопа «Джемини» на Гавайях, который имеет диаметр главного зеркала 8 метров. Но телескоп не смог обнаружить на этом месте никакого оптического объекта вплоть до самых предельно слабых звезд. Эта звезда светится только в рентгеновских лучах.

Для объектов, подобных Calvera, ярко сияющих в рентгене, но слабо излучающих в видимом свете, пока нет общепринятых альтернативных теорий. К настоящему времени, такой объект можно классифицировать, как необычный пример нейтронной звезды, или же нужно полностью признать его новым типом небесных тел. Еще одна странность состоит в том, что звезда расположена далеко от плоскости Млечного Пути. Скорее всего, Calvera образовалась в галактической плоскости, но потом каким-то образом переместилась к своей текущей позиции. Астрономы считают, что это не единственный объект такого класса, и нужно вести дальнейшие исследования для обнаружения подобных небесных тел.