Мог ли взрыв кометы стать причиной вымирания 13000 лет назад?

Ученые полагают, что они наконец-то нашли ответ на вопрос, который не давал спокойствия палеонтологам уже много лет: что послужило причиной внезапного похолодания 13 000 лет назад и вымирания крупных млекопитающих? Согласно со стандартной теорией считается, что в вымирании млекопитающих были виноваты переселившиеся в Северную Америку охотники, нещадно истребившие их впоследствии. Но сейчас появились свидетельства кометного взрыва над Северной Америкой, который произошел приблизительно в это же время. Этот взрыв как раз и мог спровоцировать похолодание и вымирание.

Мог ли взрыв кометы стать причиной вымирания 13000 лет назад?

Открытие было сделано учеными из Калифорнийского университета Санта Барбары. Они проанализировали грунт из более чем дюжины мест археологических раскопок по всей территории Северной Америки, и обнаружили в нем повышенную концентрацию иридиума. Этот элемент крайне редко встречающийся на Земле, содержится в большом количестве в кометах и астероидах. Всякий раз, когда комета/астероид сталкивается с Землей, остается иридиумовый слой который и служит своего рода маркером этого события. По глубине залегания слоя археологи могут определить дату столкновения, причем с довольно большой точностью.

Ученые полагают, что 13 000 лет назад комета, поперечником примерно 4-км, взорвалась над Северной Америкой, рассыпалась на множество чрезвычайно горячих фрагментов, падение которых породило сжигание растительности, употреблявшейся в пищу крупными млекопитающими. Смерть млекопитающих породила впоследствии вымирание крупных хищников и остатка пищевой цепочки связанной с ними.

Кометный взрыв также мог дестабилизировать большую часть ледового щита Laurentide, что привело к стоку большого количества пресной воды в океан. Климатологи верят, что это дестабилизировало впоследствии океанические течения, играющие большую роль в формировании климата планеты, что и стало причиной похолодания.

Древние культуры, такие как культура Индейцев каменного века (Clovis Culture) могли прекратить свое существование именно по причине кометного взрыва, так как крупные млекопитающие нужны были им для пропитания.