Год спустя: "рождественскую вспышку" объяснили, но не разгадали

Напомним, 25 декабря 2010 года в 1:38 по североамериканскому восточному времени (8:38 по Киеву) космический гамма-телескоп Swift зафиксировал в районе созвездия Андромеды необычно яркую и долгую гамма-вспышку, не похожую ни на какие другие. Гамма-эмиссия длилась более 2000 секунд, а мощное послесвечение во всех диапазонах, от рентгеновского до инфракрасного, продолжалось более двух месяцев. Еще одна странность - спустя 10 дней после начала гамма-вспышки в спектр послесвечения добавились линии, свидетельствующие о рождении не очень мощной сверхновой. Ни одному телескопу расстояние до вспышки оценить не удалось. Тогда никто не понимал, что это такое. Теперь же ученые не могут определить, какое из двух объяснений, предложенных в журнале Nature, ближе к действительности.

Год спустя: "рождественскую вспышку" объяснили, но не разгадали

Группа Кристины Тёнэ из Астрофизического института Андалузии наиболее вероятной считает версию падения нейтронной звезды на массивную гелиевую звезду. Та отвечает мощным выбросом гамма-излучения, а потом и сама, точней, ее незначительные остатки, превращается в сверхновую. Этот сценарий, хоть и более сложный, хорошо объясняет все, в том числе и спектральные, особенности "рождественской вспышки". Однако он не дает представления о расстоянии до места события. Единственное, о чем такой сценарий говорит однозначно – событие произошло не в нашей галактике. Главный минус этой версии – в направлении вспышки не обнаружено ни одной галактики, в которой все это могло бы произойти.

Вторая версия, предложенная группой Серджио Кампана из Итальянской астрономической обсерватории Брера, отличается от первой во всем, кроме разве того, что здесь тоже фигурирует нейтронная звезда. По их расчетам, такое могло произойти, если бы на нейтронную звезду упал объект вполовину меньшей массы, такой, скажем, как наша карликовая планета Церера, что привело к продолжительному и мощному испусканию гамма-лучей. По версии Кампана, вспышка произошла в пределах Млечного пути.

У той и другой версии есть сторонники и противники, некоторые по размышлении переходят из одного лагеря в другой, а некоторые напоминают, что правильным может оказаться третье объяснение, то, до которого никто пока еще не додумался. Таким образом, тайна "рождественской вспышки" так и осталась неразгаданной, две разгадки оказались ничуть не лучше, чем ни одной.