НавигацияАрхив новостейСтатистика |
1.3. Подробнее о Стоунхендже.Перейти к предидущей главе / Содержание раздела 1.3. Подробнее о Стоунхендже. Слово Стоунхендж — современное название английского мегалитического сооружения четырехтысячелетнего возраста. Отдельные соображения об астрономических особенностях Стоунхенджа высказывались, по крайней мере, за двести с лишним лет до появления работы Дж. Хокинса. Еще в 1740 г. некто Уильям Стьюкли заметил, что главная ось этого древнего сооружения направлена на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Эта мысль получила в дальнейшем развитие в трудах блистательного английского астронома XIX — начала XX в. Нормана Локьера — пионера астроспектроскопии, который открыл гелий на Солнце и первым предложил эволюционную интерпретацию звездной диаграммы цвет — светимость. Но даже острый ум Локьера остановился на полпути, не предвосхитив тех поразительных результатов, которые могли быть получены при детальном анализе проблемы астрономической ориентации Стоунхенджа. Именно Дж. Хокинсу принадлежит заслуга тщательного математического анализа астрономических особенностей архитектуры Стоунхенджа и кардинального решения всей проблемы в целом, что привлекло к ней широкий научный и общественный интерес, таким образом, дав начало новой науке – астроархеологии, название которой дал сам Дж. Хокинс. Вслед за ним активными пропагандистами астроархеологических изысканий выступили в Англии, например, астрономы, столь различные по своему складу и роду деятельности, как выдающийся астрофизик сэр Фред Хойл и научный обозреватель ВВС, автор многих увлекательных популярных астрономических книг Патрик Мур. Ныне термин астроархеология стал привычным, и сегодня мы имеем возможность, познакомиться с трудами нескольких астроархеологических коллоквиумов и совещаний. Сейчас, в попытке Дж. Хокинса проникнуть в мышление людей, живших задолго до наступления нашей эры, есть некая ирония. Ведь в «техническом XX веке» никто даже не замечал тех небесных явлений, которые для первобытного человека были жизненно важными. Каждый день на рассвете он наблюдал, как Солнце поднимается над определенной точкой горизонта (каждый день это была иная точка, вследствие того, что Земля обращается вокруг Солнца), и отмечал важнейшие положения этой точки: дальше всего к северу летом, дальше всего к югу зимой. А кроме того, он отмечал среднюю точку, обозначавшую первый день весны и первый день осени. Это был жизненно важный ритуал. Наблюдения велись и за Луной. И Луна тоже каждый день восходила и заходила в разных точках горизонта. С астрономической точки зрения, день — это сутки, полные 24 часа. В полнолуние Луна восходит при закате Солнца, а потом ежесуточно восход ее запаздывает в среднем на 48 минут. Места восхода Луны также были установлены, а крайнее северное и южное их положения отмечены каменными мегалитами. Солнце ежегодно повторяет свой путь по небу столь же просто, размеренно и понятно, как колесница Аполлона, стремящаяся по поясу Зодиака. Но о Луне этого сказать нельзя. Диана капризна. Крайняя северная точка ее восхода, найденная для одного года, в следующем сместится на несколько диаметров Луны. Луна не только переходит от своего крайнего северного положения к крайнему южному за две недели, тогда как Солнцу требуется для этого шесть месяцев; она, кроме того, с каждым годом заходит немного дальше то на север, то на юг, и весь цикл ее восходов и заходов повторяется примерно один раз в 19 лет — точнее этот период составляет 18,61 года. Строители Стоунхенджа могли выбрать для начала нового цикла 18-й или 19-й год; который из них оказывался точнее, зависело от конкретных обстоятельств, но в любом случае наблюдалось бы некоторое отклонение реальных результатов от предсказанных, поскольку точный период равен 18,61 года. По истечении трех циклов, трех периодов по 18—19 лет, Луна вновь начала бы восходить над первоначальными метками с достаточной точностью. С помощью простейшего подсчета нетрудно убедиться, что три цикла займут почти ровно 56 лет (18 2/3 x 3). Как мы знаем, в Стоунхендже есть 56 лунок (в настоящее время они выглядят, как белые меловые пятна), расположенных через равные интервалы по почти правильной окружности. Пришли ли строители Стоунхенджа к выводу, что 56 и есть число, управляющее перемещениями Луны? Оно очень точно — гораздо точнее, чем отдельные циклы в 18 или 19 лет. Следующим удачным числом было бы 93, но круга с таким количеством лунок нет. Велись ли наблюдения на протяжении одной жизни в течении 56 лет или это число было каким-то образом выведено из малых периодов 18 и 19 лет? На эти и другие вопросы предстояло ответить Дж. Хокинсу и помогла ему в этом электронная вычислительная машина (ЭВМ), которая избавила его от необходимости ночь за ночью наблюдать восход Луны, отмечать и запоминать небесные явления на протяжении всей своей жизни. Она рассчитала их ему на сто лет вперед менее чем за 100 секунд… Описание Стоунхенджа. Как уже было упомянуто, построение Стоунхенджа состояло из трех этапов. Здесь и будет приведена их характеристика. Стоунхендж I представлял собой кольцевой ров диаметром 105 м с разрывом на северо-восточной стороне; к нему также относятся два меловых вала (один снаружи рва, а другой внутри), ямы от столбов, кольцо из 56 ямок и несколько больших поставленных вертикально камней. Ров специально не копали — он просто был источником строительного материала. При выломке мела образовались канавы разной длины и ширины, после чего оставшиеся перегородки были разрушены, и получился ров. Вскоре после его завершения он начал заполняться всяким мусором, а также землей в результате неизбежной естественной эрозии. Об этом свидетельствует пестрый характер обнаруженных в нем предметов: сломанные инструменты строителей (кирки из оленьих рогов, совки из бычьих лопаток), глиняные черепки и обглоданные кости. Современные студенты попробовали копать мел с помощью кирок из оленьего рога и костяных совков. Это очень непросто. Мел из мелового откоса приходилось выламывать кусками, вбивая в него острый отросток рога. Затем обломки сгребались в кучу, насыпались в корзину при помощи плоской бычьей лопатки и переносились на нужное место. За девятичасовой рабочий день здоровый молодой человек или девушка успевает таким способом добыть и доставить на место три четверти кубометра этого мела или чуть-чуть больше. Таким образом, по расчетам Дж. Хокинса, для возведения валов строители Стоунхенджа должны были выкопать около 2800 кубометров мела, что потребовало бы десять человеко-лет. Ричард Аткинсон, профессор Университета Южного Уэльса, не согласен с этой оценкой. Сам он предлагает цифры примерно на 50% ниже. Разумеется, все оценки приблизительны и могут оспариваться. Внешний вал имел в ширину 2,5 м, а в высоту 0,7—0,9 м; ширина внутреннего составляла 6 м, а высота — 1,8 м. Откос его был очень крутым. При взгляде из центра вал представлялся ослепительно белой стеной, причем верхний его край был, по всей вероятности, выровнен, чтобы создать искусственный горизонт. Если астрономическая теория верна, то по мере приближения к Пяточному камню меловая стена должна была становиться выше, но так это было на самом деле или нет, теперь установить невозможно. Эрозия давно уже разрушила вал, и от него в наши дни остался лишь заросший травой неровный кольцевой бугор высотой менее полуметра. Кольцо из валов и рва охватывало площадь, примерно равную площади гомеровской Трои. И кстати, когда Генрих Шлиман упорно рвался к золоту Трои, его рабочие с помощью кирки и лопаты переместили за три года около 250 тысяч кубометров земли. Пяточный камень был установлен снаружи, примерно в 27 м к северо-востоку от входного разрыва в валах. Высота его от основания до вершины превышает 6 м, и весит он 35 т. Строители Стоунхенджа доставили его за 32 км с Марлборо-Дауне — достижение для этой мегалитической культуры не столь уж сверхпоразительное. Это песчаник, но в отличие от остальных находящихся здесь мегалитов он не обработан инструментами. Название «Пяточный» (heel) может быть связано с выбоиной на нем, носящей название «Пята монаха», или же с уэльским словом «хейил», означающим «Солнце». Возможно, во входном разрыве тоже стояли камни. Археологи обнаружили тут две большие ямы (D и Е), а кое-какие «отрывочные заметки» Индиго Джонса, придворного архитектора короля Якова I, как будто указывают, что в начале XVII в. там стояли четыре камня. Не исключено, что в их число входил «Эшафот» (№ 95) — он либо занимал яму Е, либо лежит теперь поперек той ямы, в которой некогда был установлен. Стоунхендж I — результат первого этапа построения, довольно примитивен, и тем не менее он уже содержал безупречный круг из лунок Обри диаметром 87 м, разделенный на 56 равных частей; он далеко не так прост, если взглянуть на него с астрономической точки зрения. Для людей, не знавших письменности и живших на две тысячи лет раньше Эвклида, это уже было немалым достижением в области практической геометрии. А кроме того, этот круг свидетельствует о том, что для них такое число было осмысленным. У племен, незнакомых с письменностью, счет часто ограничен количеством пальцев на руках и ногах — число более десяти воспринимается как «много». А строители Стоунхенджа сознательно разделили круг на 56 частей. Ямы эти были еще чуть заметны в XVII в., когда на них обратил внимание Джон Обри. Теперь же их не видно вовсе — только ровный дерн без каких-либо следов. Лунки от № 33 до № 54 отрыты не были. Их обнаружили, простукивая землю молотом и определяя на слух более мягкие места. В холодные зимы на дерне там, где он скрывает эти лунки, появляются небольшие бугорки. После раскопок подполковника Уильяма Холи в 20-х гг. XX века английское правительство больше никому не давало разрешения на раскопки — и поступало совершенно правильно. Ведь появились методы исследования, не связанные с разрушением изучаемого объекта. Каждая лунка Обри была круглой с отвесными стенками и ровным дном и имела в глубину от 0,6 до 1,2 м. Диаметр их достигал 1,8 м, а максимальное отклонение центров от математически правильной окружности не превышало 53 см. Лунки эти были вырыты с помощью оленьих рогов и бычьих лопаток, а затем снова засыпаны меловыми обломками. Чтобы вырыть такую лунку, а потом ее засыпать, требовалось около двух человеко-дней. В большое недоумение всех привел вырезанный из мела шар, который был найден в лунке № 21. Как Вам известно, согласно теории Дж. Хокинса, лунки были компьютером, счетным устройством. Годы отсчитывались с помощью камня или какой-нибудь другой метки, которую каждый год перекладывали по кругу из лунки в лунку. Может быть, этот меловой шар и служил меткой. А закапывать его могли для того, чтобы не переложить, по ошибке куда-нибудь еще до истечения года. Стоунхендж II был образован из Стоунхенджа I путем добавления к нему Аллеи, кольцевой канавы вокруг Пяточного камня и предположительно четырех опорных камней, образующих большой прямоугольник № 91—№ 94, а также ям в точках В и С. В этот период — между 2000 и 1800 г. до нашей эры — в Стоунхендж с гор Преселли в Уэльсе были доставлены голубые камни (не менее 82 камней, перевезено на 400 км). Кольцевой ров вокруг № 92 (если его действительно намеревались сделать кольцевым) срезан там, где он соприкасается с внутренним валом, из чего можно сделать вывод, что камень № 92 появился позже рва и валов, но не намного позже, так что все-таки, образованный камнями прямоугольник можно отнести и к Стоунхенджу I. До настоящего времени сохранились два опорных камня — № 91 и № 93. Два других угла пусты. № 91 не обработан, так же как и Пяточный камень, а № 93 частично обработан. Другие песчаники, сарсены и трилиты, которые появились со Стоунхенджем III, все обработаны. Таким образом, можно считать, что опорные камни приблизительно современны Пяточному камню. В любом случае положение этих четырех камней имеет астрономический смысл. С их помощью можно определять точки восхода и захода Солнца в день зимнего и летнего солнцестояния, места восхода и захода Луны, и кроме того выделить все поворотные точки 56-летнего лунного цикла. Человек, стоявший у камня № 91, видел, что Луна достигла своего крайнего северного положения (зима), когда она заходила над камнем № 94. Год за годом Луна постепенно отступала, заходя на несколько градусов ближе к камню № 93. Через девять зим место ее захода оказывалось за камнем № 93. Затем она начинала смещаться в обратном направлении, и через 19 лет (а точнее говоря, через 18,61 года) точка ее захода вновь оказывалась на продолжении длинной стороны прямоугольника № 94— № 91. Аналогичная ситуация прослеживалась и с летними заходами, когда луна достигала своего крайне южного положения, правда в этом случае наблюдения велись от камня № 93. Что сталось с камнями № 92 и № 94? Тот же вопрос можно задать о камнях В, С, D и о некоторых других. Холи обнаружил следы давления на дне некоторых из этих ям, доказывающие, что там когда-то стояли камни. Ну, а камни, исчезнувшие из других мегалитических сооружений — из колец в Эвбери и в Уэст-Кеннете? Историки рассказывают, что в Эвбери камни старательно разбивались — их нагревали, раскладывая вокруг них костры, обливали холодной водой, чтобы они растрескались, и били кузнечными молотами. Мегалиты считались обиталищем злых сил. Сто лет назад было модно брать напрокат молоток в Уэст-Эймсбери, чтобы отколоть на память кусочек Стоунхенджа. К тому же средневековые фермеры и крестьяне, как уже упоминалось, использовали это сооружение как источник строительного камня. В настоящее время Стоунхендж охраняется при помощи множества крохотных подземных микрофонов, окружающих его, точно минное поле. Они регистрируют по ночам вибрацию почвы от шагов — «даже собаки». Аллея направлена на точку солнечного восхода в день летнего солнцестояния, представляла собой дорогу шириной с четырехрядное шоссе, окруженную валом и рвами. Согласно сделанным аэрофотоснимкам она прослеживается до городка Уэст-Эймсбери, почти до реки Эйвон. Голубые камни, привезенные по Эйвону, тащили дальше по этой священной дороге — таков был заключительный этап их долгого пути. В то время Аллея должна была производить внушительное впечатление. Вход был слишком узок для Аллеи, и его расширили на 7,5 м, завалив меловыми обломками восточный отрезок рва. По оценке Дж. Хокинса, на строительство Аллеи было затрачено 18 000 человеко-дней. Этот расчет не включает узкого рва, выкопанного вокруг уже установленного Пяточного камня, и расчистку местности от деревьев и кустов. Недавно через холм к северу от Стоунхенджа было проведено новое шоссе. Ножи бульдозеров и грейдеров обнажили древние кольца — ямы из-под столбов и камней. Спешно вызванные археологи сделали необходимые записи, после чего дорожные работы были продолжены. Старая дорога в Бат, проходящая у самого Пяточного камня, строилась вручную, примерно так же, как неолитическая Аллея. На первый взгляд она кажется прямой, но, если посмотреть внимательнее, можно увидеть, что возле камня она на несколько шагов отклоняется. Счастливая погрешность! Если бы камень был разбит, а его яма исчезла под полотном дороги, теорию о том, что Стоунхендж ориентирован на точку солнечного восхода, уже нельзя было бы проверить. Стоунхендж III — это то, что мы видим сейчас: подкова из голубых камней, кольцо из голубых камней, сарсеновое кольцо из тридцати арок, лунки У и Z и трилиты... Голубые камни (по цвету вовсе не голубые) принадлежат к пяти типам — долериты, риолиты, оливково-зеленый вулканический туф, коу-штонский песчаник и известковый туф. Если не считать того факта, что, облитые водой, они приобретают серовато-зеленый оттенок, все эти камни объединяет лишь одно: эти пять пород соседствуют в горах Преселли на Пемброкском полуострове в Уэльсе. Поскольку это ближайшее к Стоунхенджу место, где встречаются все такие камни, представляется естественным предположить, что голубые камни доставлялись именно оттуда. Если судить по ямам, голубые камни, во время второго этапа построения («Стоунхендж II»), предполагалось установить двойным кольцом в форме колеса с 38 спицами. Число 38 можно рассматривать как два полукружия из 19 спиц каждое. Замыкал этот круг большой камень (от которого теперь осталась только яма), расположенный в стороне, диаметрально противоположной входу. Если астрономическая теория верна, это кольцо должно было служить дополнительным счетным устройством для прослеживания лунных циклов — 19 + 19 = 38. Но это менее точно, чем число 56 в кольце Обри. Тут больше подошло бы число 37 (2 х 18,61 = 37,22). Был ли то мегалитический ляп? Это лишь предположение некоторых ученых, причем недоказуемое, поскольку ответ мы найти не в состоянии. Но в чем бы ни заключались намерения строителей, двойное кольцо из голубых камней они не закончили. В западной части окружности ямы вообще выкопаны не были. Слово «трилит», произошло от греческого «трилитон», что означает «из трех камней». Два ставились прямо и накрывались третьим. Но не как арки, через которые можно ходить. Гораздо теснее. Смотровые щели, и только. Поставить настолько близко огромные камни было очень непросто. К примеру, камень № 56, крупнейший из обработанных вручную мегалитов Англии, весит тонн пятьдесят. Пять трилитов были установлены в виде подковы. Огромный трилит в ее вершине достигал в высоту 7,5 м, считая с поперечной плитой (у вертикальных плит верх оббивался так, что оставался небольшой зуб или шип, который входил в полукруглое гнездо на поперечной плите). Высота следующих равнялась 6,6 м, а трилиты в концах подковы были высотой 6 м. Три сохранились полностью, а два упали. Трилиты были окружены кольцом сарсенов (слово это, возможно, означает «языческий камень»). Эти 30 вертикальных мегалитов были соединены наверху поперечными плитами, которые удерживались на месте с помощью гнезд и шипов. Вертикальные сарсены, установлены так, что их внутренние плоскости лежат на окружности диаметром 29,7 м, причем средняя ошибка составляет 10 см. Промежутки между вертикально поставленными сарсенами все одинаковы, если не считать промежутка между камнями № 1 и № 30, который сделан шире, чтобы особо выделить солнечный восход в день летнего солнцестояния, наблюдаемый из центра. Можно только изумляться умению древних подгонять огромные каменные глыбы друг к другу. Идея же свободно лежащих перекладин совсем уж ошеломляет — во всей доисторической Европе не найдется ничего подобного. Львиные ворота в Микенах были воздвигнуты на несколько веков позднее, каменные сооружения майя и Тиауанако — еще гораздо позже. Так что, если строители Стоунхенджа хотели поразить зарождающуюся цивилизацию континента «бесспорной новинкой» в области архитектуры, они сделали правильный выбор. Если смотреть через трилиты, то сквозь арки сарсенового круга видны важнейшие точки восходов Солнца и Луны, а также их заходов. Место захода Солнца в день зимнего солнцестояния видно сквозь гигантский трилит № 55—№ 56. Следующий трилит, № 53—№ 54, отмечает крайние положения полной Луны, когда она восходит в день, ближайший к 21 июня. Через этот трилит наблюдатель видел в сарсеновом кольце два промежутка. Северный из них, № 8 — № 9, дает тоже направление, а следовательно, и тот же вид, что и линия № 91—№ 93 в более раннем прямоугольнике опорных камней, а № 9—№ 10 повторяет азимут № 92—№ 93. Симметрично расположенный трилит № 57—№ 58, отмечает крайние положения полной Луны, когда она заходит в день зимнего солнцестояния. № 51—№ 52 указывает сквозь промежутки в сарсеновом кольце на точку солнечного восхода в день зимнего, а № 59—№ 60 — в день летнего солнцестояний. После установки трилитов произошел еще один, последний взрыв строительной деятельности, закончившейся только в 1500, а то и в 1400 г. до н. э. Затем, по-видимому, Стоунхендж был заброшен, его перестали использовать из-за того, что климат изменился - из средиземноморского стал современным английским. Строители Стоунхенджа. Как уже было упомянуто, работа над построением продолжалась более 500 лет. А это – срок жизни 25 поколений (средняя продолжительность жизни на тот период была намного ниже сегодняшней). По характерным предметам — глиняной посуде, инструментам, украшениям. По обычаям, отразившимся в способах погребения, и по сохранившимся черепам (одни из строителей были брахицефалами (широкоголовыми), другие — долихоцефалами (длинноголовыми)), было установлено, что за эти 500 лет успело смениться несколько культур. Так, Стоунхендж I был построен людьми энеолитической культуры, Стоунхендж II — носителями культуры бикеров, а Стоунхендж III воздвиг уессекский человек. Читать далее © astronomy.net.ua |
ПопулярноеКалендарь
ОпросОцените дизайн сайта
Немного рекламы |