Изучена атмосфера одной из экзопланет

Аппаратура космического телескопа Хаббл позволила получить важные сведения о составе атмосферы планеты, находящейся за пределами Солнечной систему. Панета была открыта в 2005 году и сразу же сильно заинтересовала астрономов.

Газовый гигант HD 189733b по массе и размеру несколько превосходит Юпитер. Он обращается вокруг небольшой желтой звезды солнечного типа, расположенной в 63 световых годах от Земли в созвездии Лисичек. Дистанция между ним и звездой составляет примерно 5 миллионов километров – это всего лишь чуть больше трех процентов радиуса земной орбиты. Поэтому он делает полный оборот всего за 53 часа, а его поверхность нагрета примерно до восьмисот градусов Цельсия. Газовые планеты со столь экстремальными температурами получили название горячих Юпитеров, сообщает "Голос Америки".

Изучена атмосфера одной из экзопланет

Однако HD 189733b занимает среди них особое место. Теория утверждает, что атмосфера горячих Юпитеров должна в изобилии содержать метан и водяной пар. А вот на HD 189733b этих газов не обнаружено. Об этом в феврале нынешнего года сообщили американские астрономы во главе с Дэвидом Шарбоно, которые выполнили спектральный анализ ее атмосферы с помощью приборов орбитального инфракрасного телескопа Спитцер. Однако ученые полагают, что метан и водяные пары там все-таки имеются, однако остаются невидимыми из-за мощной облачности. Эту загадку еще предстоит разрешить.

И вот теперь – еще один сюрприз. Новые спектрограммы света материнской звезды, прошедшего через верхние слои планетной атмосферы, вновь не содержат спектральных линий водяного пара, а также столь широко распространенных легких элементов, как натрий и калий. В то же время они показали, что планета затянута туманами, которые придают ее атмосфере красноватый оттенок. Скорее всего дымка обусловлена высокой концентрацией мельчайших пылевых частиц, состоящих из железа, силикатов и окиси алюминия. Ученые полагают, что эта пыль поднимается до тысячекилометровой высоты.