Смоделирована вспышка самой яркой сверхновой

Ученым из Америки и Нидерландов удалось объяснить происхождение очень яркой сверхновой SN 2006gy, которая была обнаружена в сентябре 2006 года. Ее яркость в 100 раз выше, чем у типичных представителей этого класса звезд.

Астрономы предполагают, что SN 2006gy образовалась в результате взрыва звезды, масса которой более чем в 90 раз превышала массу Солнца. Однако эволюция таких массивных звезд ученым пока не достаточно ясна.

Исследовательская группа под руководством Стэна Вусли (Stan Woosley) из Калифорнийского университета предположила, что сверхновая SN 2006gy образовалась не в результате одного мощного взрыва, а в результате столкновения двух сгустков материи, выброшенных звездой в ходе двух последовательных взрывов. По мнению ученых, когда массивная звезда исчерпала весь запас гелия и начала сжигать углерод и кислород, она начала сжиматься и становиться еще горячее.

Энергия испускаемых ею фотонов оказалась настолько высокой, что они смогли образовывать электрон-позитронные пары. Этот процесс приводил к уменьшению давления в ядре звезды и ее дальнейшему сжатию, которое продолжалось до тех пор, пока звезда не взорвалась, выбросив вещество массой, эквивалентной нескольким солнечным массам. При этом, как утверждают ученые, образовалась относительно небольшая сверхновая, которая не была замечена на Земле.

Смоделирована вспышка самой яркой сверхновой

После выброса материи звезда снова начала сжиматься, и весь процесс повторился, приведя к вторичному выбросу вещества. По подсчетам исследователей, при столкновении двух сгустков вещества может выделяться в 100 раз больше света, чем при взрыве обычной сверхновой. Согласно результатам расчетов для звезды массой 110 солнечных масс оба взрыва могут происходить в течение примерно 5,4 лет, после чего звезда коллапсирует в черную дыру или нейтронную звезду спустя 15 лет после первого взрыва.

Ученые из университета Амстердама, Эдвард ван ден Хьювел (Edward van den Heuvel) и его коллеги, построили модель образования такой гигантской звезды. Исследователи считают, что звезда SN 2006gy сформировалась в результате столкновений между звездами в плотном молодом звездном скоплении. Поглощая молодые богатые водородом звезды, звезда SN 2006gy приобрела достаточную массу для образования сверхновой. Эта гипотеза позволяет также объяснить происхождение водородных линий, обнаруженных в спектре SN 2006gy.

Результаты расчетов показали, что звезда массой более 100 солнечных масс может сформироваться в результате столкновений за несколько миллионов лет. При этом если последнее столкновение произошло около 100 тыс. лет до образования сверхновой, она будет содержать примерно такое же количество водорода, как SN 2006gy, сообщает PhysicsWorld.