NASA займется изучением черных дыр

Аэрокосмическое управление США (NASA) реанимирует программу Nuclear Spectroscopic Telescope Array (NuSTAR) по наблюдению за чёрными дырами. Суть программы состоит в запуске массива орбитальных телескопов, которые будут исследовать космическое пространство в рентгеновском диапазоне, - наименее изученном, как отмечает New Scientist. Основной целью NuSTAR станут чёрные дыры всех возможных размеров, - от относительно некрупных, лишь в несколько раз превосходящих по массе Солнце, до сверхгигантских, в миллионы и миллиарды раз более массивных чем наше светило.

Ожидается, что NuSTAR будет в состоянии обнаружить и чёрные дыры, скрытые плотными газовопылевыми облаками и потому недоступные для наблюдения другими орбитальными обсерваториями. NuSTAR сможет обнаруживать рентгеновские лучи с энергией до 80 тысяч электронвольт, - а настолько высокоэнергетическое излучение проходит сквозь пылевые облака.

NASA займется изучением черных дыр

Помимо чёрных дыр NuSTAR сосредоточится на останках сверхновых и рентгеновском свечении, остающемся после мощных гамма-всплесков.

Решение о развитии программы было принято NASA ещё в 2003 году, однако три года спустя, когда бюджет Управления сократили, под сокращение попала и эта программа. Теперь запуск спутников NuSTAR планируется к 2011 году, за два года до того, как на орбиту выйдет преемник современного телескопа Хаббл - телескоп им Джеймса Вебба.

С технической точки зрения Nuster представляет собой массив рентгеновских телескопов, каждый из которых примерно в 500 раз более чувствителен в сравнении с существующими орбитальными аппаратами Чандра или XMM-Newton. Стоимость Nustar составляет 105 млн долларов.