НавигацияАрхив новостейСтатистика |
Венера-экспресс
«Вене́ра-экспре́сс» (Venus Express) — космический аппарат Европейского космического агентства, предназначенный для изучения Венеры.
Соглашение о запуске аппарата Европейское космическое агентство и российско-европейская компания «Старсем» подписали в июне 2003 года. Запуск аппарата был запланирован на 26 октября 2005 года с космодрома Байконур с помощью ракеты «Союз-ФГ» и разгонного блока «Фрегат». 21 октября старт был перенесён на более поздний срок по причине загрязнения аппарата, произошедшего из-за нарушения электровакуумной теплоизоляции разгонного блока при подготовке к старту. Стартовое окно было открыто до 24 ноября. 3 ноября пресс-служба Федерального космического агентства распространила заявление о том, что запуск аппарата состоится 9 ноября. 9 ноября 2005 года в 6 часов 33 минуты по московскому времени (3:33 UTC) ракета-носитель Союз-ФГ (11А511У-ФГ №010) с межпланетной станцией «Венера Экспресс» успешно стартовала со стартовой площадки № 31 космодрома Байконур. Через 8 минут 48 секунд после старта головной блок в составе межпланетного аппарата и разгонного блока «Фрегат» (№1010) был выведен на промежуточную, незамкнутую орбиту с наклонением 51,8° и отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Спустя 96 минут после старта, вторым импульсом двигателя разгонного блока аппарат был выведен на отлётную траекторию к Венере. После этого произошло отделение РБ «Фрегат», станция в автоматическом режиме сориентировалась по Солнцу, развернула панели солнечных батарей, и приблизительно через два часа после старта, вышла на связь с Европейским центром управления космическими аппаратами (ESOC) в Дармштадте, Германия. Все системы станции «Венера Экспресс» отработали в штатном режиме и она продолжила свой автономный полёт в межпланетном пространстве до выхода на околовенерианскую орбиту, который был произведён 11 апреля 2006 года. 11 апреля 2006 года аппарат, включив двигатель на 50 минут и снизив скорость, вышел на промежуточную сильно вытянутую орбиту вокруг планеты (с перицентром около 400 километров и апоцентром 350 тысяч километров). После этого с помощью дополнительных манёвров был произведён переход на околополярную рабочую орбиту с перигесперием всего 250 километров и апогесперием 66 тысяч километров, с периодом обращения 24 часа. 12 апреля с борта станции впервые был снят ранее не фотографировавшийся южный полюс Венеры. Тестовые фотографии с низким разрешением были получены при помощи спектрометра VIRTIS с высоты 206 452 километров над поверхностью. Несмотря на предварительный характер сделанных изображений, европейские учёные были приятно удивлены качеством работы аппаратуры и их научной ценностью: в атмосфере Венеры, точно над южным полюсом, была обнаружена тёмная воронка, аналогичная подобному образованию над северным полюсом планеты. 6 мая в 23 часа 49 минут по московскому времени (19:49 UTC), станция дальней космической связи в Австралии приняла сигнал станции, подтверждающий, что она заняла рабочую орбиту с периодом обращения 18 часов. Изначально планировалось, что изучение Венеры продлится по крайней мере 500 земных суток (около двух венерианских дней). Однако миссия была трижды продлена: сначала до начала мая 2009, затем до 31 декабря 2009 года, а затем до 31 декабря 2012 года. Описание аппарата: - размеры КА 1,5×1,8×1,4 м; - стартовая масса 1250 кг; - масса ракетного топлива 570 кг; - полезная нагрузка 90 кг. По аппаратуре «Венера Экспресс» во многом копирует свой марсианский прототип «Марс Экспресс». Спектрометры, работающие в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, а также прибор АСПЕРА для анализа околопланетной плазмы — это компоненты из состава марсианского аппарата. К ним добавлен картирующий спектрометр VIRTIS, унаследованный от миссии Розетта. Из «оригинальных» приборов, разработанных специально для этой миссии, можно выделить магнитометр для измерения магнитного поля в окрестностях планеты и миниатюрную цифровую камеру. Камера будет фотографировать облака и поверхность планеты с частотой от 5 секунд до десятков минут. С участием российских учёных были изготовлены планетный Фурье-спектрометр PFS и атмосферный спектрометр SPICAV. Однако PFS оказался неработоспособным. Кроме того, почти во всех экспериментах российские учёные будут выступать соисследователями в составе международных научных коллективов. Стоимость проекта — около 300 млн евро. |
ПопулярноеКалендарь
ОпросОцените дизайн сайта
Немного рекламы |