Параллакс
Изменение относительного положения объекта при рассмотрении его с разных точек зрения. Тригонометрическим параллаксом называют фактически измеренный угловой сдвиг при изменении точки зрения наблюдателя. В случае астрономических объектов параллакс может быть измерен только для относительно близких объектов по отношению к удаленным звездам. Тем не менее, измерение параллакса (в тех случаях, когда это оказывается возможным) очень важно, так как это один из прямых методов определения астрономических расстояний. В астрономии слово "параллакс" часто используется как синоним "расстояния".

Вращение Земли вызывает эффект суточного параллакса, а орбитальное движение Земли вокруг Солнца приводит к появлению годичного параллакса.

Зная расстояние между точками наблюдения D (база) и угол смещения α в радианах, можно определить расстояние до объекта:

Для малых углов:

На явлении параллакса основано бинокулярное зрение.

Параллакс звезды

История. Галилео Галилей предположил, что если бы Земля вращалась вокруг Солнца, то это можно было бы заметить по непостоянству параллакса для удалённых звёзд. Первые успешные попытки наблюдения годичного параллакса звёзд были выполнены В. Я. Струве для звезды Вега (α Лиры), результаты опубликованы в 1837 году. Однако, научно достоверные измерения годичного параллакса были впервые проведены Ф. В. Бесселем в 1838 году для звезды 61 Лебедя. Приоритет открытия годичного параллакса звёзд признается за Бесселем.

Суточный параллакс. Суточный параллакс (геоцентрический параллакс) — разница в направлениях на одно и то же светило из центра масс Земли (геоцентрическое направление) и из заданной точки на поверхности Земли (топоцентрическое направление). Из-за вращения Земли вокруг своей оси положение наблюдателя циклически изменяется. Для наблюдателя, находящегося на экваторе, база параллакса равна диаметру Земли и составляет 12742 км. При наблюдении Луны её кажущиеся смещения на фоне звёзд (по сравнению с расчётным орбитальным движением) достигают 2° и были замечены уже древнегреческими астрономами, что позволило им довольно точно определить расстояние до Луны. Суточный параллакс планет довольно мал (для Марса 48″ во время великого противостояния), но тем не менее был единственным способом измерения абсолютных расстояний в Солнечной системе до появления радиолокации: наиболее удобными для этого были прохождения Венеры по диску Солнца и близко подходящие к Земле астероиды (относительные же расстояния легко определяются на основе законов Кеплера, так что достаточно абсолютного измерения какого-то одного расстояния, чтобы определить все).

Годичный параллакс. Годичный параллакс — угол, под которым со звезды видна большая полуось земной орбиты, перпендикулярная направлению на звезду. Годичные параллаксы являются показателями расстояний до звёзд. Расстояние, годичный параллакс которого равен 1 угловой секунде, называется парсек (1 парсек = 3,085678×1016 м). Ближайшая звезда Проксима Центавра имеет параллакс 0,77″, следовательно, расстояние до неё составляет 1,295 пк.

Вековой параллакс. Вековым параллаксом обычно называется изменение видимого положения объекта на небесной сфере в результате комбинаций собственных движений этого объекта и Солнечной системы в галактике.